Блокнот председателя

Десять лет минуло с того дня, когда 26–летний Виталий Панченко стал председателем колхоза «Чырвоны сцяг» Речицкого района... Люди и время глазами Леонида Екеля

Время — это стиль. На смену традиционным жанрам приходят новые формы. То, что было модным вчера, сегодня — скучно. Будущее всему готовит свою порцию нафталина... Это — неизменная диалектика жизни. Но она учит и беспристрастному, внимательному взгляду в прошлое. Предлагаем это сделать глазами известного и, прямо скажем, очень традиционного журналиста Леонида Екеля. Сегодня — очередная публикация его авторской рубрики.


Трудно принять необратимое решение. Еще труднее совершить поступок, который и жизнь твою может пустить под откос. Но принимают. И совершают. Почему? Что влияет на человека в такие мгновения? Какая сила заглушает в нем голос трезвого рассудка: «А что будет потом со мной?..» Под каждым поступком человека, как глубинные родники, живут внутренние принципы. Утвердившиеся в нем еще на заре жизни, они и создают ее неповторимость и уникальность.


Десять лет минуло с того дня, когда 26–летний Виталий Панченко стал председателем колхоза «Чырвоны сцяг» Речицкого района. Председатель райисполкома, как и подобает, представил его на сельском сходе и спросил у собрания, есть ли вопросы к новому руководителю. Вопросов не было. Виталий смотрел в зал. Безучастные лица. Потухшие глаза. Набухшие от усталости руки на коленях... За свой тяжкий труд люди уже три месяца не получали зарплату. В кассе — ни копейки. Одни долги.


Тишину нарушил пожилой животновод: «Что–то очень молодого председателя привезли вы нам, Иван Федорович. Сможет ли он улучшить нашу жизнь? Узнать бы про его планы...» «А вы об этом спросите у него самого», — посоветовал глава района.


Все планы Виталия Панченко вложились в три слова: «Будем работать вместе». Вряд ли его слова могли внушить людям надежду на близкие перемены. Но суть их стоит дорогого. Вместе — значит одной семьей. Чем всегда и отличался уклад сельской жизни. Где не должно быть разделения на «мы» (пахари) и «они» (начальники). Виталий убежден: на земле главное — люди, а не техника или новейшие приемы агрономии. И думать прежде всего надо о человеке.


Кредит банка на посевную Виталий Панченко тогда раздал колхозникам. Сполна рассчитался за три месяца невыплаченной зарплаты. От людей же получил кредит доверия, цена которого не исчисляется деньгами. Крестьяне понимали, что председатель пошел на риск ради них. Такому руководителю можно верить. Такого надо поддержать.


Когда Панченко обратился к механизаторам с просьбой отремонтировать технику, не покупая дорогих запчастей, его поняли без лишних слов. И сделали все возможное. А дальше... Дальше пришлось ему идти к тем хозяйственникам, которые чем–то могли подсобить, чтобы спасти посевную. Молодой руководитель умел так убедительно обосновать свою просьбу, что отказать ему было немыслимо. От этого парня шли волны надежности и спокойной уверенности в правоте своих действий. И никакой паники и страха перед лавиной проблем, грозившей накрыть его с головою. Опытные, зрелые руководители хозяйств, глядя на Панченко, вспоминали себя в его годы. И шли навстречу, зная, что он не обманет...


Когда всего себя без остатка вкладываешь в дело, живешь им и задаешь сердцу такой ритм, как спортсмен у самого финиша, велико нетерпение ощутить результаты. Но колхоз — не завод, где толковый руководитель может рывком изменить положение дел в лучшую сторону. На земле — увы! — цыплят по осени считают. И все–таки произошло на первый взгляд необъяснимое: едва ощутимый пульс хозяйственной жизни уже через два месяца стал набирать силу. Впрочем, объяснение здесь простое: включился главный ресурс — человеческий фактор. Равнодушие и безучастие людей сменились заинтересованным отношением к своему, еще не так давно, казалось, безнадежному делу. Минусы в животноводстве стали плюсами. Прекратился падеж скота. Планка урожайности зерновых поднялась до 36 центнеров с гектара.


Кто–то со стороны, возможно, полагал: вот рискнул молодой председатель — и повезло. А могло и не повезти... Да, председателю надо уметь рисковать. Но прежде всего — думать, рассчитывать и абсолютно за все отвечать. Если сельский руководитель не экономист — он не руководитель, считает Панченко. В его сейфе, как самые ценные документы, хранятся объемные блокноты. Цифры дают слепок каждого дня жизни хозяйства. И так из года в год. Раскрыл блокнот — и, пожалуйста: полная картина любого дня, месяца или года. Сравнивай, анализируй, думай. Делай заключение, строй прогнозы.


Земли хозяйства, их возможности и особенности Виталий Панченко изучил, как ладони своих рук. Неудивительно: он — агроном по образованию. Но и сельхозмашины, и зоотехнику знает не хуже специалистов. Разве что в ветеринарном деле не силен. Организм животного — это не двигатель внутреннего сгорания. Тут интуиция не спасет: нужны специальные знания.


А вот науку человечности выпускник Белорусской сельскохозяйственной академии Виталий Панченко постигал у директора совхоза «Искра» Василия Жукова. «О таких людях, как Виталий Панченко, в народе говорят: золотая голова и мужицкое сердце. Когда в 94–м году приехал я в Белорусскую сельскохозяйственную академию, — вспоминает Василий Потапович, — то на кандидатуру своего главного агронома вышел безошибочно. Все нравилось мне в этом парне. И разумное, трезвое мышление о жизни и работе. И готовность к самостоятельным действиям и решениям. И то, что он женился на четвертом курсе (Светлана Александровна, жена, тоже выпускница академии). И что в их студенческой семье растет дочь Маша. У таких людей глубокие жизненные корни. Работать с ними легко и надежно. Знал я также, что родители Виталия — из потомственных крестьян. Мать — доярка, отец — шофер. В семье четверо детей. Виталий — младший. Он рано лишился отца. И с юных лет познал посильный, осмысленный труд. А ведь это — основа деревенского воспитания... К своим обязанностям молодой агроном приступил с жадным нетерпением, как истинный земледелец. Люблю людей, которые идут на работу с искоркой в глазах. Такие непременно добьются успеха. Несмотря на отсутствие опыта, действия Виталия были зрелыми и серьезными. И принципиальными. Один из специалистов хозяйства, не выполнив его распоряжение, допустил простой. Виталий сам обратился ко мне с предложением наказать виновного. Дружба дружбой, а дело делом. Виноват — получи по заслугам. И никакого попустительства. А люди все видят. Все понимают.


Пройдут годы. Многое в его жизни изменится. А вот характер останется таким же, как в юности... Непросто сказать своему коллеге, глядя в глаза: «Уходи! Больше я тебе не позволю унижать людей». Да, это — поступок. Обычно с подчиненными расстаются из–за их непрофессионализма. Возможно, из–за нетерпимости руководителя к тем, кто способен отстаивать свое мнение. А Панченко смотрит в корень: нет подхода к людям, не умеешь их уважать — грош тебе цена и как специалисту.


Сельский люд не зря считает, что председатель — это и батька, и дядька, и судья, и воинский начальник. От себя добавлю: и государственный человек. Одинаково честный как по отношению к людям, так и к интересам государства. Есть такое понятие: честная государственность... Так вот, чтобы все эти ипостаси совместить в одном лице, надо обладать даром и руководителя, и настоящего человека. У Виталия Панченко он есть».


...Десять весен пролетели, как десять мгновений. Но сколько энергии, сколько дел, сколько побед и несбывшихся надежд в них спрессовано! Доклад Виталия Панченко на собрании по итогам 2007 года занял чуть больше десяти минут. Да и к чему слова, если язык цифр звучит, как ода земледельцу. Общий намолот — 17.977 тонн при урожайности 70,2 центнера с гектара. Прибыль от реализации зерна — 800 млн. рублей. Надоено 9.063 тонны молока. Прибыль составила 867 млн. рублей... Выручка от реализации мяса — 2 миллиарда 240 миллионов рублей. А всего хозяйство получило за продукцию, произведенную в 2007 году, 10 миллиардов.


«Но не эти миллиарды, не техника, купленная за валюту, наше главное богатство, — подчеркнул Виталий Семенович. — Этот бесценный капитал — вы, дорогие сельчане. Все, кто честно трудится на полях и фермах. Кто посвятил свою жизнь служению земле и сейчас на заслуженном отдыхе. И мне особенно приятно сообщить, что средняя зарплата (не считая тринадцатой) ежегодно увеличивается на 25 процентов. Если четыре года назад она составляла 136 тысяч рублей, то в прошлом году — 563 тысячи».


Председатель говорил о том, что в агрогородке «Холмеч» созданы все условия и для работы, и для быта, и для отдыха, и для здоровья, и для души. Что в хозяйстве нет проблемы жилья. Что решен кадровый вопрос. Что техническое оснащение достигло того уровня, когда все работы выполняются в лучшие сроки и с высоким качеством. Что общественное стадо хозяйства выросло до 6.200 голов... Отдельной строкой — о нерешенных проблемах и задачах на 2008 год. Вот и весь доклад. «Есть ли вопросы к Виталию Семеновичу?» — голос из президиума. Вопросов не было. Ни одного.


Виталий Семенович смотрел в зал. Люди сидели, как на празднике. Нарядно одеты. В глазах — спокойствие и уверенность. И радость от сознания своей необходимости. Виталий Семенович неожиданно подумал: а что сказал бы сегодня тот пожилой животновод, который на первом собрании проявил недоверие к его молодости?..

 

Фото БЕЛТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter