Священник-видеоблогер из Михановичей – об общении в Интернете и ловцах покемонов в храмах

Блог вам в помощь

Иерей Александр Кухта служит в храме Святителя Дмитрия Ростовского в агрогородке Михановичи под Минском. Не столь многочисленна его паства, да и в основном это люди постарше. А вот среди молодежи традиция ходить в церковь в тех краях не особо сильна. Понимая это, молодой священник решил, что к своим прихожанам следует становиться ближе, а для этого следует говорить с ними на одном языке. В итоге батюшка взял да и открыл блог на YouTube. Насколько удалась его задумка и как могут уживаться религиозные традиции и современность, решил выяснить корреспондент «Р».

После окончания Лицея БГУ Александр мог пойти учиться на программиста

Миссия выполнима

Немного фактов из биографии. Александр Кухта вырос в обычной светской семье. Родители приняли выбор сына в служении Богу без особого энтузиазма, но спорить с ним не стали.

— После сдачи ЦТ проходил по баллам в БГУИР на программиста, но сбыться этому было так и не суждено, — вспоминает он. В жизни его никогда не было момента резкого переосмысления происходящего, каких-либо «подсказок» свыше не получал. — Просто я всегда знал, что буду священником.

После окончания Минской духовной семинарии Александр Кухта поступил в магистратуру Минской духовной академии и позже стал помощником настоятеля храма в Михановичах.

— В своем интернет-дневнике на YouTube под названием «BATUSHKA ответит» я стараюсь разрушить мысль о том, что православная церковь – это нечто тяжелое, каноническое и неповоротливое. Стремлюсь показать ее разносторонней и современной в общении. Разумеется, размещения одних только видеороликов для того, чтобы заставить человека прийти в церковь, недостаточно. Они лишь начальная ступень на пути к этой цели. Но другой священник в Михановичах — полная моя противоположность. Это убеленный сединами, с длинной бородой и басовым тембром голоса служитель Бога. Скажем так, традиционный батюшка. В таком тандеме и проводим службы, если можно так выразиться, для разных целевых групп прихожан.

Интернет-дневник иерея Александра был создан при Синодальном миссионерском отделе Белорусской православной церкви, который также проводит образовательные курсы для небольших групп христиан. Долгое время священнослужитель вел дневник в одиночку. Только сейчас у него появился помощник для того, чтобы делать монтаж роликов. Да и вообще, как признается священник, в последний год канал стал отнимать у него много свободного времени.

— На создание одного ролика уходит до 20 рабочих часов, не считая временных затрат на продвижение канала и общение с подписчиками, — тяжело вздыхает молодой священник. — Перед публикацией ролики проходят через редколлегию из числа моих близких друзей, которые не позволяют мне потерять лицо в погоне за рейтингами и трендами.

За время существования блог набрал 7,5 тысячи подписчиков. Не так и много, если сравнивать с другими каналами, но, учитывая специфику темы, можно все-таки говорить, что в сети Александр Кухта — личность популярная. Да и отдельные серии, стоит признать, у него выстреливают. К примеру, рассуждения о том, сколько зарабатывают священники, набрали под 50 тысяч просмотров.

Вера в макаронного монстра

Почему молодой священник решил транслировать свои мысли через интернет и соцсети?

— Я вырос вместе с интернетом, и для меня это уже не средство общения, а среда обитания, как и для всего моего поколения. Где же мне еще проповедовать? Самое приятное в интернет-общении — это действительно работающий принцип свободы совести. Каждый может высказать свое мнение. Кстати, иногда это становится главным минусом.

Главная идея проекта «интернет-батюшки» — заставить людей задуматься о вере. А потому темы для обсуждения он им подбрасывает самые житейские, простые и понятные. Недавно, к примеру, обсуждали пастафарианство. Новая пародийная религия, зародившаяся десяток лет назад в США, сегодня активно набирает сторонников. Адепты ее верят в летающего макаронного монстра. По мнению иерея, такие шутки, как зеркало, отражают все недостатки христиан.

— Это и неплохо, — делает ремарку Александр Кухта. — Но макаронная религия никак не влияет на реальную жизнь ее последователей. Вот и многие православные верующие ведут себя таким же образом — их судьба и вера не переплетены. Такой подход к любой вере мне кажется неприемлемым. Хотя другие священники относятся к нему, скорее, негативно — не понимают, что это всего лишь социальный прикол с серьезной маской на лице.

Этой весной бурно обсуждалось общественностью, с широким резонансом в интернете нашумевшее дело видеоблогера Руслана Соколовского, который выложил в сеть видеоролик, как ловил покемонов в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. За такую выходку блогер провел в СИЗО два месяца, а после затяжного судебного разбирательства ему дали два года условного срока.

— Я считаю примененные в отношении его карательные меры, однозначно, слишком жесткими. Такие прецеденты, разумеется, нужно законодательно пресекать, иначе неоднократное дразнение определенных слоев общества может привести к самосудам. В таком случае встает вопрос о введении в России уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.

Александр всегда напряженно следит за новостями касательно этого закона. Религиозный вопрос — очень тонкая материя, а правоприменение уголовной статьи за оскорбление чувств верующих на сегодняшний день в соседней стране не отработано должным образом, да и, по сути, под нее при желании можно «подтянуть» практически любые действия граждан – уж слишком растяжимая ее трактовка.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter