Блог не плох

Сморгонская гимназия перешла на ноутбуки и сетевое обучение

Блог не плох, особенно если его использовать в образовательных целях, как это делают учителя-экспериментаторы из Сморгони

Всего около года назад жизнь воспитанников гимназии № 4 Сморгони изменилась: в нее ворвались современные компьютерные технологии. Ветром перемен стало проведение на базе учебного заведения экспериментального проекта «Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств».

С одной стороны, компьютером сегодня никого не удивишь. Современные машины есть дома фактически у каждого школьника, да и нынешние школы оснащены компьютерными классами, на базе которых с шестого класса ведутся уроки информатики. Но в гимназии Сморгони потенциал двух компьютерных классов, интерактивной доски, мультимедийного проектора используется гораздо шире. Ребята из седьмого и восьмого классов уже второй год с их помощью постигают математику, химию и биологию. Помогают им в этом под руководством директора гимназии Ирины Дурейко три молодых и талантливых педагога: математик Людмила Крукович, химик Ольга Гришан и биолог Елена Ясевич.

«Хотя в эксперименте участвуют всего три педагога, — рассказывает руководитель, — он дал толчок, стимул для самосовершенствования и их коллегам. Имеющаяся материально-техническая база позволяет заниматься этим постоянно. Педагоги гимназии участвуют в обучающих семинарах, которые проводят учителя-экспериментаторы нашей гимназии, повышают свой профессиональный уровень в Академии последипломного образования. Семинары проходят по трем направлениям: использование сервисов web 2.0 на уроках, обучение составлению программ на интерактивном опроснике, использование интерактивной доски в учебном процессе». Учатся педагоги в то время, когда школьники отдыхают, — на каникулах, чтобы затем активно использовать свои знания на уроках.

Впрочем, и ребята, прежде чем подключиться к эксперименту, прошли обучение. Был организован специальный факультатив для шестиклассников (нынешних семиклассников) с целью постижения азов пользования компьютером, ведь информатика в школе изучается только с 6-го класса. «Придет учитель на урок, скажет: «Откроем ноутбуки и будем работать», а работать смогут не все! Объяснить азы работы с техникой — значит потратить учебное время, — поясняет директор гимназии, — а это недопустимо! Поэтому мы предусмотрели такой факультатив. Задача учителя была еще и в том, чтобы научить ребенка видеть в компьютере не игрушку, а средство получения знаний».

К слову, местом для реализации ноу-хау в обучении гимназия стала не случайно. К моменту начала проекта учебное заведение уже располагало мобильным компьютерным классом, который получили как грант за хорошую работу от районного исполкома. Более того, совсем скоро в гимназии появится еще один мобильный класс. Причем также при поддержке исполкома. И ребята, и директор гимназии этой поддержке благодарны, ведь приобрести такой класс самостоятельно учебному заведению даже при поддержке родителей редко под силу. «В районе, — поясняет Ирина Дурейко, — доход граждан не очень высок, поэтому не все родители, даже если бы и очень хотели помочь и поучаствовать в благом деле, позволили бы себе это».

Вместе с тем родительская братия эксперимент, который проходит в гимназии, восприняла с энтузиазмом, хотя и не сразу. «Сначала родители были несколько насторожены, — рассказывает директор, — они решили, что вся гимназия резко перейдет на использование индивидуальных электронных устройств, причем по всем предметам. Сразу возникла мысль: затрат на приобретение этих устройств не избежать! Так что опасались и за нагрузку на здоровье ребят, и за свой кошелек. Но после разъяснительной работы все успокоились. Поскольку даже для классов, участвующих в эксперименте, это всего два-три урока в неделю. Кроме того, на самом уроке время, проведенное за компьютером, строго дозируется. Согласно санитарным нормам оно не превышает для ребенка 20 минут».

К слову, такой лимит, отмечают сами родители, дисциплинирует ребенка и в обычной жизни — взрослым легче лимитировать время ребят, проведенное за компьютером. А также отслеживать, чтобы оно было потрачено на образовательные цели. Ведь учителя-экспериментаторы гимназии пошли дальше, и, например, учитель химии Ольга Гришан создала свой блог, предназначенный для интерактивного сетевого общения учеников, их родителей и учителей. В нем есть тестовые и контрольные вопросы по предмету, советы родителям по безопасности детей в Интернете и многое другое. Впрочем, посещать блог, получать ответы на вопросы и консультации могут все желающие. О популярности такой формы общения говорят цифры: в день блоги гимназии посещают до 600 человек.

Обучив детей, в гимназии принялись за обучение родителей. «Проводили родительские собрания с ноутбуками, — вспоминает Ирина Дурейко, — объясняли, как зайти на сайт гимназии, зарегистрироваться, найти блог учителя и пользоваться им. Не могу сказать, что все взрослые используют наш информационный ресурс, но процентов 30—40 родителей очень активны».

Словом, эксперимент открыл великое множество образовательных граней для всех участников учебного процесса. Более того, а это самое главное, повысил интерес ребят к учебе и предмету. «Ведь учитель, который ведет предмет, я говорю это как учитель географии, видит разницу, когда он использует традиционные или современные средства обучения. У детей во втором случае повышается мотивация, интерес, — поясняет собеседница. — Растет авторитет учителя в глазах учеников».

Опытом гимназии активно интересуются коллеги. «У нас сложились хорошие отношения со многими директорами средних учебных заведений области, — говорит Ирина Дурейко. — За опытом к нам приезжали из гимназии Слонима, школы № 1 Ошмян. Кроме того, наша гимназия является ресурсным центром по информационным технологиям в районе. Поэтому все семинары, методические советы проводятся на базе гимназии. Мы показываем свои наработки, делимся опытом».

 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter