Белорусскому рынку каждый год требуется 120 тысяч пиявок

Близкое знакомство с пиявкой

Я провела опрос среди знакомых. Какие ассоциации приходят первыми на ум при слове «пиявки»? Болото, Дуремар... Лишь несколько человек вспомнили о гирудотерапии — лечении различных заболеваний с использованием медицинской пиявки (Hirudo medicinalis). Между тем этот метод сегодня практикуют во многих медицинских центрах, поликлиниках и здравницах. В России, например, чтобы удовлетворить нужды пациентов, ежегодно производят более 7 миллионов пиявок. Пользуются спросом кровососущие и в нашей стране. И это вовсе не те особи, что обитают в болотах. Для разведения медицинских пиявок создаются целые биофабрики, на которых работают специалисты–«выращиватели». С одним из них, Денисом Никитиным, мы познакомились прямо на «пиявочном производстве».


Молодой человек признается, что о такой работе не мечтал. Учился в вузе на экономиста–менеджера. Параллельно пробовал себя то в одном бизнесе, то в другом. Искал, за что зацепиться. И нашел нишу, которая к тому моменту в нашей стране была свободна.

— В 2011 году вместе с другом заказали партию пиявок с биофабрики в Москве — 200 штук. Попробовали разводить. Получилось, — рассказывает Денис. — Никакого специального образования для этого не нужно. Главное — досконально изучить процесс. Ведь вырастить здоровую пиявку — огромный труд.


Между тем выглядит все довольно просто. Минская биофабрика расположилась на первом этаже обычной городской многоэтажки. Помещение заставлено трехлитровыми банками с пиявками. Сегодня тут квартируют около 15 тысяч особей. Доставать пиявок, менять воду, кормить, отсаживать на спаривание, сортировать — все это нужно делать вручную.

— Самые большие по размеру — матки, — показывает «выращиватель». — Несколько раз в год они откладывают коконы. На это время помещаем их в емкости с торфом в темное место. Примерно через месяц на свет появляется молодь, так называемые нитчатки. Совсем маленькие, не сосчитать. Казалось бы, корми их да воду меняй, пока не вырастут до нужного размера — примерно полгода. А там еще проще. Последние 4 — 5 месяцев перед продажей и кормить не надо. Но это только на словах все просто. На деле же, если что не так, пиявка легко может заболеть и погибнуть. Например, если вовремя не поменять воду или поместить ее в воду с хлором.


Денис приглашает в соседнюю комнату, где обитают «рабочие» пиявки — около 3 тысяч особей, хоть сегодня готовых присосаться к больному месту. Тут прохладно. Температура около 15 градусов, поэтому пиявки менее подвижны. Спрашиваю, а что если продать раньше, не выжидая четырех месяцев?

— Они не успеют проголодаться, накопить гирудин, который во время укуса впрыскивается в кровь пациента, так что пользы от процедуры не будет. Не верите? Вот тут у нас недавно покормленные пиявки. Можете спокойно засунуть руку в банку, и ни одна к вам не присосется. А вот если вы опустите руку в банку с молодняком, — Денис смеется, — накинутся сразу.


— Не боитесь работать в таких условиях?

— Первое время страшновато было, — присоединяется к разговору напарник Дениса Алексей Путов, который сегодня успел перемыть уже более 2 тысяч пиявок. — Но больше, доставая каждую пиявку из банки, я боялся их раздавить. Потом привык. Им нужно около двух минут, чтобы прокусить кожу человека. К тому же мы работаем в тканевых перчатках. Так что обходится без производственных травм.

— А что самое сложное в работе?

— Процесс кормления, — отвечают «выращиватели» в один голос. — Это не только трудоемкое, но еще и довольно неприятное занятие. Не для брезгливых. Руки по локоть в крови (для кормления используется кровь молодых бычков, разогретая до 35 — 36 градусов). К счастью, кормить пиявок нужно нечасто: около 5 раз за полгода. Чем больше особь, тем больше времени ей нужно, чтобы проголодаться.


Да уж, при кажущейся простоте дело довольно хлопотное. Так почему бы все–таки не наловить пиявок в болоте? Там этого добра хватает. Ан нет. Оказывается, медицинская пиявка — особая. Занесена в Красную книгу и в природе в нашей стране практически не встречается. От черной «болотной» ее легко отличить даже визуально: красивый рисунок на спинке — словно отпечаток «благородного происхождения». Но даже если ее удастся выловить в каком–нибудь озере, кто даст гарантию — здорова ли? В то же время, чтобы получить разрешение на выращивание и продажу этих особей в искусственных условиях, понадобится целый пакет документов. Факт рождения медицинских пиявок на биофабрике должен быть подтвержден специалистами НАН и Министерства природных ресурсов. Вот такое оно, пиявочное производство. Чтобы получить первую прибыль, нужно набраться терпения. А как только медицинская пиявка выполняет свое предназначение в медцентре, ее сразу утилизируют. Как одноразовый шприц. Спрашиваю, а какова потребность белорусского рынка в пиявках?

— Около 120 тысяч в год. Из них наше предприятие поставляет 15 — 20 тысяч, — говорит Денис. — Но мы планируем расширение производства. Думаю, к следующему году сможем выращивать до 60 тысяч.

— Дуремарами вас не дразнят?

— Это первое, что приходит людям в голову, когда они узнают, чем мы занимаемся. Но мы не обижаемся. Привыкли уже. К тому же мы знаем, что делаем нужную работу. Ведь пиявки издавна известны как настоящие природные лекари.

Компетентно

Владимир Миняйло, врач–рефлексотерапевт:

— По сравнению с 2000–м, когда я начинал заниматься гирудотерапией, спрос на эту услугу значительно вырос. В том числе среди молодежи. Часто ко мне обращаются при травмах, ушибах, гематомах, отеках — с помощью пиявок процесс регенерации проблемных мест проходит в 2 — 3 раза быстрее. Также укус пиявки способствует нормализации артериального давления, препятствует тромбообразованию. Маленьких целителей используют при лечении ишемической болезни сердца, стенокардии. Конечно, пиявка не лечит конкретное заболевание. Но это такой живой инструмент, который оказывает многостороннее системное воздействие на организм, гармонизирующее. С одной стороны, она работает как «живая игла», которую мы ставим на определенные биологически активные точки или зоны. С другой — как микрокапельница, ведь вместе с секретом (слюной) пиявки в кровь человека попадает более 100 биологически активных веществ, способствующих восстановлению клеток. Также она обладает антибактериальным действием. 

Кстати

В XIX веке пиявок чтили больше многих других лекарств. Поэтому пиявочный промысел процветал. В России даже действовали законы, которые запрещали лов пиявок в период их размножения. В остальное время вылавливать разрешалось лишь «годных ко врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины», а мелких или слишком толстых следовало бросать обратно в воду.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 226 (24856). Суббота, 21 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter