Беларусь и Брянская область: наивысший уровень взаимопонимания

Близкие и надежные люди

Брянская область закрепилась для Беларуси в качестве региона с наивысшим уровнем взаимопонимания

За постсоветские годы Брянская область оформилась в качестве одного из ключевых партнеров Беларуси. У Минска с российским регионом стратегическое взаимодействие не только в экономике, в политическом плане между субъектами также полное взаимопонимание. Губернатор Александр Богомаз только в 2022‑м шесть раз посещал Беларусь. Исходя из этого Брянская область уже несколько десятилетий выступает как один из флагманов белорусско-российского взаимодействия.

СКАЗАНО

— Мы готовы углубляться и идти дальше, чем обычный товарообмен. Надо идти больше в технологии, науку. Нам надо серьезнейшим образом проработать вопрос, чтобы мы создавали народнохозяйственный комплекс таким образом, чтобы дополнять друг друга, но чтобы мы ни в коем случае не бодались лоб в лоб, не дублировали и тем более не конкурировали. Нам это не надо. Лучше мы объединимся и будем конкурировать на других рынках. Мы к этому готовы, если у вас будет подобное желание. Хотелось бы, чтобы вы в Брянске увидели комплексное строительство Беларуси, от проектирования и под ключ. Мы готовы работать таким образом, чтобы подключать ваших людей. Так, как вы (россияне. — Прим. ред.) строили для нас атомную станцию, подключая белорусов, которые осваивали технологии и в дальнейшем будут полезны «Росатомстрою» на стройках в других странах.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко на встрече с губернатором Брянской области Александром Богомазом. 30 сентября 2020 года, Минск.


Ближе некуда

Брянск — один из самых близких Беларуси областных центров России, и не только географически. В неформальной аббревиатуре БСП (Брянск, Смоленск, Псков), которую часто расшифровывают как Большое Союзное Приграничье, он на первом месте. Товарные потоки, транзит, логистика, кооперация — сферы, где зачастую именно этот областной центр становится местом пилотных проектов союзного значения. Неудивительно, что регион в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации по товарообороту с Беларусью.
За прошедшие два-три года он вырос ровно вдвое и к концу 2022‑го приблизился к 1 миллиарду долларов. Учитывая темпы прироста взаимной торговли в нынешнем году, совершенно очевидно, что по итогам 2023‑го миллиардный рубеж будет с запасом преодолен.
В итоге Брянская область входит в десятку основных региональных партнеров Республики Беларусь. Регион сотрудничает практически со ста странами мира, но более трети товарооборота приходится именно на нашу страну. Сегодня это тем более актуально, поскольку за несколько лет Брянская область совершила серьезный экономический рывок. Регион расстался со статусом дотационного и утвердился в разряде экономически независимых. Кстати, картофеля область собирает до 1 млн 200 тысяч тонн — больше, чем вся Беларусь. Так что условия для взаимного обогащения вполне реальны.

Документально Беларусь и Брянская область сотрудничество оформили еще в 2000‑м, тогда состоялось подписание соответствующего соглашения.
И уже к 2020 году наша страна вышла на первое место в числе партнеров российского региона. По итогам этого года 36 процентов внешнеторгового оборота Брянщины приходилось на белорусские предприятия (в четыре с лишним раза больше, чем на китайские!), причем белорусский экспорт практически вдвое превышал импорт.
Тенденция последних двух лет во взаимной торговле как минимум не изменилась, при всем при том после утверждения 28 союзных программ партнеры значительное внимание уделили производственной кооперации.

Из АО «Брянсксельмаш» машины уходят по всей территории России, неся на себе бренд белорусского качества.

Прототип союзного строительства

Еще с начала 2000‑х годов Брянская область для Беларуси — контрольная точка проектов в области машиностроения. Здесь первые и лучшие примеры кооперационных предприятий, и на них сейчас возлагается особая миссия: стать отправным пунктом и эталоном для развития аналогичных проектов в других регионах Российской Федерации.

Первым номером, конечно, выступает АО «БРЯНСКСЕЛЬМАШ». Совместное предприятие брянских и гомельских производителей сельхозтехники учреждено в августе 2005‑го. Сейчас в портфолио предприятия семь моделей комбайнов, прошедших необходимые испытания и имеющих все необходимые сертификаты. Из Брянска машины уходят по всей территории России через 60 с лишним дилерских центров, неся на себе бренд белорусского качества.

В целом работой совместного предприятия по выпуску комбайнов в Беларуси довольны.
Первое, что обращает на себя внимание, — давно уже не сборочное производство: локализация достигает от 50 до 80 процентов в зависимости от модели. По сути, это пример именно союзного продукта, в котором уже сложно высчитать долю российских или белорусских предприятий.
Сейчас на примере этого производства изучается стратегия создания кооперационных совместных проектов в целом.

— Нам было важно понять, в чем именно мы проигрываем на российском рынке конкурентам прямо сейчас, — говорит посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. — Ответ оказался очень простым: мы производим небольшой объем продукции. Увеличив производство в два раза, мы сразу снизим накладные расходы, сразу станем проходными по цене.

Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой и губернатор Брянской области Александр Богомаз во время посещения ООО «Амкодор-Брянск».

На «БРЯНСКСЕЛЬМАШЕ» возможности это позволяют, они добавят буквально 30 процентов за один год. А нужно добавить в два раза. Руководитель говорит: нужна «оборотка», нужна более ритмичная поставка комплектующих. То есть надо решить ряд технологических и экономико-финансовых моментов, не очень на самом деле сложных. Плюс ослабление российского рубля к юаню уже чуть-чуть подравняло ситуацию с импортом из Азии за счет курсовых колебаний. И вот это очень живая история, практически ежедневная, и производители должны, на мой взгляд, более агрессивно (в хорошем смысле) на нее реагировать.

На самом предприятии такая точка зрения вполне находит живой отклик. Здесь прекрасно понимают и цену этой задачи, и конъюнктуру рынка. Тем более что в связи с курсовыми колебаниями в сентябре пришлось несколько поволноваться: из-за роста ключевой ставки приостанавливалось льготное кредитование на закупку техники. Причем произошло это в самую горячую пору, во время посевной, когда спрос на машины ситуативно возрастает. Сейчас, говорят на заводе, вопрос уже закрыт, спрос восстановился. Но ситуация показывает, что увеличение производительности могло бы дополнительно стабилизировать подобные колебания на рынке.

— Об увеличении производства мы посыл услышали, — заверяет исполняющий обязанности директора предприятия Андрей Шилин.  Последнее время каждый год 20 — 21 процент стабильно держим прирост. И в этом году такой объем уже есть. То есть даже если просто сохранять такие темпы, то на горизонте двух лет уже видим рост объемов производства практически в полтора раза. Но посыл об увеличении производительности в перспективе мы слышим и готовы дальше двигаться значительно быстрее.


«Лучшие грузчики — это наши погрузчики»

Аналогичная ситуация складывается еще на одном представителе белорусской промышленности в Брянске. Это предприятие организовано в 2009‑м, основой производства была определена коммунальная, дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника белорусского бренда «АМКОДОР». Задачу перед руководством предприятия поставили амбициозную: освоить полный технико-технологический цикл — от резки и сварки комплектующих, изготовления рам, кабин, мостов до производства готовой продукции с нуля, с постоянной нарастающей долей локализации. Сейчас здесь в производстве 8 моделей машин в 13 модификациях, рассказывает генеральный директор предприятия Ялчин Умаров:

— У нас полный цикл изготовления металлоконструкций. Мы получаем из Беларуси машинокомплекты — двигатели и коробки передач. Но все остальное производим на своей площадке в Брянске: от нулевого уровня производства металлоконструкций до закупки металла, резку, сборку, испытания, окраску и поставку на склад.
Санкции, конечно, на нас сказались. Но мы не стояли на месте, прошла большая работа по локализации производства, сейчас она составляет около 60 — 64 процентов. Практически вся наша техника — из отечественных комплектующих.


Как говорят, «лучшие грузчики — это наши погрузчики», улыбается Ялчин Умаров. Спрос на белорусскую продукцию подобного типа в России не падает. Так что рост объемов производства для предприятия — задача ежедневная. План на 2023 год — 320 машин, при том, что в 2022‑м выпустили 250. Конечно, очень сложно работать с конкурентами из Азии. Но есть и большой плюс: белорусские машины проходят для закупок по государственным российским программам. И в программе технической модернизации России важно не упустить возможность для увеличения ниши на рынке.

— Сейчас в условиях санкций наши производители стали активно переориентироваться на российский рынок. Сейчас мы стараемся решить вопросы в первую очередь учета технологических операций и необходимого уровня локализации, чтобы попадать в российские программы субсидирования. Поэтому примеры вот таких производств («БРЯНСК­СЕЛЬМАШ», «АМКОДОР-Брянск». — Прим. ред.) очень важны, — считает посол Беларуси. — И рынок с уходом европейских марок освободился, и, например, комбайностроители его уверенно занимают. Но рынок дорожной коммунальной техники и рынок погрузчиков, к сожалению, на мой взгляд, мы вместе с россиянами сейчас отдаем азиатским производителям. И нам нельзя ни в коем случае спать в шапку.

Для предприятия «АМКОДОР» в Брянске ежегодный 5‑процентный рост производства в таких условиях — результат хороший, но недостаточный, считает Дмитрий Крутой. Есть ли перспективы выпускать здесь хотя бы 500 машин, чтобы была возможна ценовая конкуренция с китайцами? Возможности есть. Директор показывает планы развития производства: новый сборочный корпус, новые модели. Сейчас в Брянске освоили выпуск телескопического подъемника для сельскохозяйственных и строительных работ, это изюминка для российского рынка, спрос ожидается серьезный. Еще одна новинка 2023‑го — 4‑тонный погрузчик (ныне проходит испытания), к концу года он получит сертификат соответствия и право продаваться на российском рынке. Параллельно предприятие работает над участием в программах поддержки производителей от российского правительства. Словом, перспективы просматриваются.


И в этом контексте работа брянских предприятий под белорусским брендом весьма показательна хотя бы потому, что эффективна. После увеличения объемов производства и в случае более эффективной конкуренции их деятельность очевидно станет базовым сценарием для работы в регионе в целом. Благодаря наработкам в производстве аграрной техники стороны подходят к обсуждению открытия в Брянске еще одного предприятия на основе белорусской техники. С большой долей вероятности это будет производство коммунальных машин на базе шасси Минского автомобильного завода.

— Наш дилер МАЗ неплохо работает в Брянске. Спрашиваю у него: почему не занимаетесь коммунальными машинами? Ведь есть большая программа с Российским экологическим оператором, есть хорошая региональная программа, есть примеры успешных сборок на базе шасси МАЗ в России. В Брянске имеется площадка, губернатор согласен [на этот проект].
Вот сейчас сели, начали считать, возможно, будут собирать коммунальные машины под потребности Брянска, поскольку у них чуть другие требования в программе, чем, например, у Смоленска. Таких примеров должно быть больше. У Брянска хороший промышленный потенциал, очень много заводов, и они рядом находятся. И почему мы работаем вот так очень слабо, для меня непонятно.
Эту историю мы будем шевелить. Потому что в промышленности в сотрудничестве с Брянском все базируется по большому счету вот на этих двух предприятиях: «БРЯНСКСЕЛЬМАШ» и «АМКОДОР», — сообщил Дмитрий Крутой.

Элитное сотрудничество

Еще один базовый сценарий сотрудничества Беларусь и Брянская область разрабатывают в аграрной отрасли. В первую очередь взаимодействие идет по линии поставки сельскохозяйственной техники. Треть рынка техники Брянщины занимают белорусские комбайны, что неудивительно, учитывая их производство в этом же регионе. Однако наиболее перспективной сферой сегодня называют сотрудничество в части семеноводства. Брянская область — регион с развитой аграрной экономикой, лидер и рекордсмен в Российской Федерации по производству рапса и кукурузы. Вместе с тем белорусские предприятия хорошо взаимодействуют с брянскими аграриями в части поставки семян зерновых. Губернатор Брянской области Александр Богомаз открыто заявляет, что импорт элитного посевного материала из Беларуси становится залогом для урожаев его области.


— Беларусь производством семян занимается не один год. И, по сути, мы 100 процентов семян закупаем у Беларуси, — утверждает губернатор. — В 2022‑м закупили 250 тонн суперэлиты. Мы их посеяли и получили 7 тысяч тонн семян, соответствующих уровню суперэлитных.
Это та задача, которую мы решаем совместно: покупаем белорусские семена, здесь размножаем, и у нас сегодня в сельском хозяйстве никто не сеет зерновые качеством ниже элиты. Это за счет того, что мы сотрудничаем с Беларусью и берем у нее самые лучшие сорта. Высокие урожаи в зерновых культурах Брянщина получает благодаря Республике Беларусь.
Одновременно с участием белорусской стороны проводится работа в области сортоиспытания зерновых: озимой пшеницы, озимой ржи, ячменя, овса и гречихи, а также масличных, например ярового рапса. Сейчас брянские производители обратили внимание на белорусский опыт в промышленном производстве ягод. Партнерам интересны наработки в области выращивания черники, клюквы, малины. Это видится еще одним резервом для будущего сотрудничества: в данной сфере пока белорусского экспорта не зафиксировано, хотя рынок для ягод в Брянской области существует довольно емкий.

Свободная ниша

Несмотря на значительный товарооборот и совместные проекты, стороны видят перспективу развития кооперации. Причем речь даже не об отдельных проектах — о целых отраслях. Ряд перспективных наработок существует в строительной сфере. Пока в этой области стороны довольно бойко торгуют товарами и строительными материалами. Причем настолько бойко, что в этой области торговля даже активнее, чем в промышленности и продовольственной сфере. И в строительстве у белорусов большой неиспользованный резерв в области услуг: проектирование, строительство жилья, дорожное строительство и реконструкция. Для Брянской области это весьма удачное направление: инфраструктура здесь в очевидном приоритете. Губернатор поставил цель — нарастить объем дорожных работ (это задача под номером 1), будут выделяться средства на спортивные и социальные объекты.

Есть подвижки и в жилищном строительстве. В прошлом году Брянская и Гомельская области договорились о взаимодействии в этой сфере. На брянской улице Олега Строкина состоялась торжественная церемония закладки первого камня на месте строительства многоквартирного 16‑этажного жилого дома. Возведут его белорусские строители, а часть квартир в нем предназначена для детей-сирот, медицинских работников и тренеров. Осталось только рассчитывать, что такие контракты не будут единичными, а начнут реализовываться на постоянной системной основе.

Еще один объект (в области дорожного строительства) также получили белорусские подрядчики: им предстоит реконструировать дорогу до Новозыбкова, ближайшего к Добрушу районного центра России. За полгода, таким образом, только гомельские строители получили несколько перспективных заказов. Потенциально сумма контрактов достигнет 15 миллионов долларов, что весьма неплохо для региональных организаций. Места на рынке достаточно, при этом в Брянске готовы принять не только гомельских и могилевских строителей, другим регионам, как обещают, тоже хватит работы. Большая программа может сложиться в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Область испытывает необходимость в замене лифтового оборудования, есть перспективы для работы в области очистных сооружений.

Область ставит амбициозную задачу в сфере улучшения экологии региона. Соответственно, работа мусороперерабатывающих заводов, изучение вопроса обращения с твердыми бытовыми отходами — одно из направлений сотрудничества. В этой области брянцам интересен опыт предприятий Брестской области. Собственно, именно региональное сотрудничество сейчас имеет все шансы стать локомотивом взаимодействия. Благо все близко. И не только географически.

korotkin@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter