Близкая заграница.

Корреспондент “НГ” побывала в украинском Чернигове и узнала, каковы цены на тамошнем рынке, сколько соседи платят за коммунальные услуги и почем национальный продукт — сало.

Корреспондент “НГ” побывала в украинском Чернигове и узнала, каковы цены на тамошнем рынке, сколько соседи платят за коммунальные услуги и почем национальный продукт — сало.

Получив задание редакции побывать в Чернигове — центре соседней с Гомельщиной области Украины, как и подобает современному человеку, изучила информацию о городе в интернете, поинтересовалась мнением знакомых, которые побывали там. Таких в Гомеле нашлось немало: ехать совсем недалеко, режим безвизовый, вот и курсируют жители соседних областей туда-сюда, покупая-продавая. Кто-то говорил: там, мол, все дешевле, от кого-то довелось услышать, что, наоборот, многие вещи дороже в разы. В общем, решив, что личных впечатлений ничем не заменишь, я поспешила на вокзал за билетом до Чернигова.

Зона контроля

Совет обзавестись украинской валютой — гривнами — в Гомеле реализовать не удалось: в трех ближайших отделениях главного банка страны их не оказалось, а потому пришлось купить доллары. Попытка отправиться в соседнюю область автобусом, проезд на котором почти вдвое дешевле, чем по железной дороге, также не увенчалась успехом: билеты на удобные мне рейсы были распроданы. А потому пришлось воспользоваться утренним дизелем. Был будний день, наплыва пассажиров не наблюдалось. Совсем иная картина, рассказали мне, в выходные: дизель едет битком набит.

Первая остановочная станция — Уть, где начинаешь понимать, что все же едешь за границу. Вначале проверку документов и досмотр багажа производит белорусская сторона, затем, на станции Горностаевка, — украинская. На украинском проверочном участке в поезд успевают заскочить менялы: предлагают поменять деньги без паспорта и по более выгодному курсу. Пассажиры на более выгодный курс клюют, вытягивают кошельки (на поверку уже в Чернигове оказывается, что курс у бритых ребят такой же, как в любом обменнике)... В общей сложности контроль занимает минут сорок, расстояние от одного до другого областного центра преодолевается за три с небольшим часа.

Назад в СССР

Едва ступаешь на черниговскую землю, как чувство заграницы уходит прочь. Слышится русская речь, хотя и на своей “риднай мове” украинцы также много разговаривают. Обновленный вокзал, выкрашенный в красный цвет с белоснежным обрамлением, вызывает ассоциацию с Московским Кремлем. Здание в стиле монументальности времен нашей совместной истории с элементами старины. И первое ощущение от города — что он задержался в советском периоде. Современные архитектурные тенденции с использованием стекла, бетона, дизайнерских наворотов, яркое оформление витрин, конечно же, присутствуют, но их совсем немного, по сравнению с Гомелем действительно кажется, что вернулся лет на тридцать назад...

По улицам, покрытие которых, как и тротуаров, давно нуждается в ремонте, бегают уже почти забытые нами старые ЛАЗы, ПАЗы, желтые “Икарусы”, троллейбусы старых модификаций. Среди легковых авто немного новых иномарок: все больше “москвичи”, “жигули” да “лады”.

Баланс не в пользу доходности

Держу курс на главную площадь Чернигова, которая называется Красной. Заботливые черниговчане, жалея мои ноги, советуют подъехать на троллейбусе, так как путь неблизкий. Стоимость проезда в троллейбусе и автобусе — гривна с четвертью (1 гривна с небольшим соответствует нашей тысяче, так что переводить цены очень легко), две гривны с полтиной стоит проезд в маршрутке. Но я выбираю пеший ход, чтобы больше увидеть.

Знакомлюсь с приветливой черниговчанкой Надеждой, заводим разговор о сегодняшнем житье-бытье. Надежда, бывшая работница крупнейшего черниговского предприятия “Химволокно”, на котором проработала долгие годы, сейчас на пенсии. Живут с мужем-пенсионером и двумя взрослыми, работающими детьми. Пенсия у Надежды — 1000 гривен, у мужа и того меньше — 800. “Коммуналка” за трехкомнатную квартиру составляет 800 гривен (на наши деньги — 800 тысяч!) — очень дорогие газ и отопление. Заработки у детей небольшие. Сын довольно долго стоял на бирже труда, прежде чем получил работу.

— Если бы не проживали все вместе в одной квартире, — говорит моя спутница, — трудно сказать, как выкручивались бы. Разумеется, позволить себе что-то лишнее никак не можем.

Большинство из тех, с кем довелось общаться на улицах города, получают полторы-две тысячи гривен в месяц. Выходит, на коммунальные платежи уходит 50—60 процентов заработка. Особенно сложно одиноким пенсионерам, да и семьям с детьми не легче...

О бесплатной медицине соседи уже не вспоминают. За анализы, простую справку надо платить, пусть и небольшие суммы, сетовали мои собеседники, в совокупности же набегает немало. В “копийку” обойдется лечение в стационаре. Бесплатно можно вызвать только “скорую”.

В городе высокий уровень молодежной безработицы, отсюда немалый отток мозгов и рабочих рук за пределы области и страны. Торгующая на рынке сладостями Тамара рассказала историю знакомой, сын которой с двумя высшими образованиями остается невостребованным. В одном из высокооплачиваемых ведомств за трудоустройство запросили взятку, но при этом без гарантии на относительно продолжительную работу...

Рыночные сказки

На Центральном рынке Чернигова, на котором в Гомеле многие мечтают отовариться, торгуют новым товаром. Правда, за редким исключением он не из Европы, а из Китая и Турции. Надо отдать соседям должное: рынок такого же статуса в Гомеле заметно уступает черниговскому по масштабу. Окунувшись в этот размах, соглашаешься с тем, что украинцы любят и умеют торговать.

О качестве промтоваров можно сказать одним словом — ширпотреб. Что-то получше стоит подороже, на том, что подешевле, можно заметить и неровные швы, и болтающиеся нити. За хорошую пару обуви, например, здесь просят от 400 до 700 гривен. Там, где товар дешевле, продавцы охотнее идут на скидки, на вещи подороже упорно держат цены, будучи уверенными, что на них все равно найдется покупатель. Каких-то открытий и приятных неожиданностей я для себя не отметила: цены не ниже, товар не лучше, ассортимент такой же.

А вот среди съедобного ассортимента встречается продукция гомельских производителей: сливочное масло, сыры, колбасы, йогурты, десертные творожки. Рекорды бьют рогачевские молочные консервы и овсяные хлопья одного из гомельских хлебокомбинатов. Само собой разумеется, все продукты с учетом затрат по доставке дороже, чем у нас. Прицениваясь в целом к тому, что здесь продается к столу, также не сказала бы, что ассортимент весомо дешевле. Выгодно можно купить разве что брендовые украинские продукты — сало, халву, конфеты и, может, что-то еще, что надо искать и сравнивать. Действительно — сало за 30—35 тысяч рублей за кило у нас вряд ли найдешь. Попытка купить подешевле кофе и чай знакомых марок не увенчалась успехом. Цены на том же уровне, что и в Гомеле, а потому нет смысла тратить валюту.

Что, по моему мнению, заслуживает высокой оценки, так это изобилие витаминной продукции уже наступившего сезона: клубника, черешня из Одессы в пределах 25—33 гривен. А вот помидоры в том же ценовом пределе, что и в Гомеле: 20—23 гривны за кило. Правда, если у нас идет “парник”, то здесь уже “грунт” из Херсона. Много всевозможной зелени, источающей аппетитные ароматы.

...По незнакомым улицам, сквозь многолюдье упорно добираюсь до Красной площади.

В чаше фонтана, который на тот момент был отключен (надо полагать, в целях экономии), сняв обувь, измеряли глубину ребятишки семи-восьми лет. Подобную сцену можно наблюдать и у нас — дети везде одинаковы.

Запомнились слова юной Марины Власенко о своем городе: “Чернигов — очень теплый, домашний город”. И с этим трудно не согласиться. На обратном пути украинские таможенники более тщательно проверяли гомельских пассажиров, возвращавшихся с покупками. Все обошлось без эксцессов. Подумалось, хорошо уже то, что мы можем ездить друг к другу без виз с коммерческими, личными целями или по культурному обмену. Важно, что не отдаляемся друг от друга, пытаемся сохранить контакты, хотя жить уже суждено в разных государствах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter