Судан разрывает дипотношения с Ираном

Ближневосточный разлом

Начало нового года было отмечено очередным обострением обстановки на Ближнем Востоке. Разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном может иметь самые драматические последствия для региона.


2 января в Саудовской Аравии были казнены 47 человек, обвинявшихся в террористической деятельности. В их числе шиитский проповедник Нимр ан-Нимр, известный жесткой критикой королевской семьи Саудитов. Смертный приговор ему был вынесен по обвинению в разжигании межрелигиозной розни, подстрекательстве к мятежу и создании террористической группы.

Казнь видного шиитского проповедника спровоцировала жесткую реакцию со стороны мусульман-шиитов, в первую очередь в Иране, претендующем на роль главного покровителя шиитского ислама. Шиитские волнения прокатились по всему Ближнему Востоку, атакам подверглись ряд дипломатических представительств Саудовской Аравии. Так, возмущенные демонстранты совершили нападение на посольство Саудовского королевства в Тегеране, подожгли саудовское консульство в иранском городе Мешхед. В Багдаде дипмиссия Саудовской Аравии подверглась ракетной атаке: ракета взорвалась в нескольких метрах от здания. В Бахрейне выступления возмущенных шиитов переросли в ожесточенные столкновения с полицией. Неспокойно и в самой Саудовской Аравии. Очагом напряженности стал родной город казненного проповедника Эль-Катиф, куда власти даже направили войска и бронетехнику.

Не остались в стороне ближневосточные политики и дипломаты, включившиеся в словесную пикировку вокруг происходящего. Казнь Нимра ан-Нимра осудил аятолла Али Хаменеи, назвавший казненного мучеником и заявивший, что за невинно пролитую кровь власти Саудовской Аравии постигнет божественное возмездие. Иранский МИД обвинил Саудовскую Аравию в поддержке террористов и казнях их критиков. Президент Ирана Хасан Роухани назвал казнь ан-Нимра бесчеловечным шагом, противоречащим правам человека и исламским ценностям. Власти Ирана также пообещали переименовать в честь ан-Нимра улицу в Тегеране, на которой расположено посольство Саудовской Аравии.

В то же время массовые беспорядки, вылившиеся в погромы дипломатических представительств Саудовской Аравии, вызвали негативную реакцию со стороны Лиги арабских государств (ЛАГ) и дипломатических ведомств отдельных стран региона. Так, генсек ЛАГ резко осудил нападения на посольство и консульство Саудовской Аравии в Тегеране и Мешхеде, назвав их нарушением международных соглашений. С осуждением атак на саудовские дипломатические миссии выступил также представитель МИД Египта, потребовавший от Ирана «уважения неприкосновенности дипломатических представительств».

Наконец, апогеем стало известие о том, что Саудовская Аравия разрывает дипотношения с Ираном. Таким образом, можно говорить о начале еще одного долговременного кризиса на Ближнем Востоке.

Реакция западного мира на очередной виток напряженности на Ближнем Востоке пока остается осторожной и выжидательной. Очевидно, что любые высказывания западных политиков сейчас станут маслом в огонь разгорающегося конфликта и неизбежно будут восприняты одной из сторон как поддержка противника.

Напряженность между Ираном и Саудовской Аравией существует не первое десятилетие. Сегодня эти два государства представляют геополитические и идеологические полюса Ближнего Востока. Вернее, в идеологическом плане между ними немало общего, но эта общность как раз и провоцирует конфликтность. Как Саудовская Аравия, так и Иран являются оплотами исламского консерватизма, вот только представляют они разные версии ислама. Саудовская государственность строится на ваххабизме — радикально-консервативной версии суннитского ислама. Ваххабизм стал идейной основой для многочисленных фундаменталистских террористических группировок. Иран после исламской революции, завершившей неудачные попытки модернизации в западном духе, стал форпостом шиитского консерватизма. Давняя конкуренция между двумя версиями ислама не могла не отразиться и на саудовско-иранских отношениях.

Принципиально по-разному у двух стран складывались и отношения с США и Западом. Для США Саудовская Аравия является главным партнером на Ближнем Востоке. Ради этого партнерства на Западе традиционно закрывают глаза на специфические порядки в Саудовском королевстве, зачастую прямо противоречащие западным представлениям о правах человека, политико-правовых нормах и так далее. Иран после исламской революции, напротив, превратился в глазах Запада в страну-изгой. Наметившееся потепление в отношениях Запада и Ирана в связи с возможным компромиссом по иранской ядерной программе теперь вновь может оказаться под угрозой.

Таким образом, два государства, в основе идеологии которых лежат разные версии исламского консерватизма, как никогда близко приблизились к полномасштабному конфликту. Дальнейший ход событий будет во многом зависеть не только от поведения элит Саудовской Аравии и Ирана, но и ведущих международных игроков, которые будут неизбежно вовлечены в раскручивающуюся конфронтацию.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter