Журналист "СБ" провела день под присмотром телохранителей

Ближе к телу

Предположим: мне, журналисту, после нескольких газетных материалов стали угрожать. Либо я просто оказалась не в то время и не в том месте, став опасным свидетелем. Как быть? Заявление в милицию, это раз. Второе, куда спокойнее, когда рядом все время будут... телохранители. Кому и зачем нужны они в Беларуси, а также каково быть под присмотром бодигардов в погонах, узнавала спецкор «СБ».

Телохранители прощупывали взглядами свои сектора.

— Да, если надо, мы примем клинок или пулю вместо клиента, — опытный офицер, начальник спецотдела милиции Департамента охраны Александр Морозов начал с главного.

— Ваши жены говорят об этом так же спокойно?

— Переживают, но понимают, что такая работа. Но у нас же не Чикаго, да и личная охрана не так распространена, как, скажем, в России с ее частными агентствами. В Беларуси мы единственные, кто охраняет не только должностных лиц, зарубежных делегатов, но и обычных граждан. К примеру, недавно минчанин, решив отомстить бывшей жене, едва не изуродовал ей лицо серной кислотой. Но женщина, к счастью, уже была под нашей защитой... Однако прежде чем взяться за дело, мы выясним, что вы за человек и какая нужна помощь.

Встреча в кафе. Максим (слева)  и Сергей серьезны и внимательны.

Майор милиции подал мне анкету. Фамилия, имя, место жительства, рост, вес. Группа крови. Шрамы, татуировки? Не для опознания ли...

— В том числе. Но пока это лишь установочные данные. Допустим, от роста, веса или того, что человек передвигается в инвалидном кресле, зависит, кто будет охранять и какой нужен транспорт. Также нам надо знать, есть ли хроническое заболевание, чтобы помочь в случае обострения. Каков круг общения. В общем, максимум информации. Заодно проверяется, адекватен ли человек и реальна ли угроза. Приходил к нам дедушка один, говорил, будто запатентовал свою бороду и из–за этого его якобы преследуют другие бородачи.

Сергей уложил нападавшего. Максим унес охраняемого в авто. Рома — за руль.

...Следующий этап — краткий инструктаж. Морозов объяснил, как двигаться. Оказывается, даже подниматься по лестнице надо особым образом, чтобы, падая, не удариться головой и не подвернуть ноги. А прогулка по парку — целая наука. Показал майор, как быстро надеть бронежилет, мне досталась облегченная версия — всего 3,5 кг. Достал противогаз...

— Шутите?

— Нет. Если вам под ноги бросят дымовую шашку? На тренировках мы отрабатываем всякие ситуации. На самом деле инструктаж проводится по желанию клиентов. Некоторые не хотят всего этого знать, считая, что раз наняли охрану, то это целиком наша головная боль. Что верно, мы и сами в секунды и противогаз на вас наденем, и в машину затолкаем.

В кабинете Александра Морозова.

В общем, четко я усвоила одно — беспрекословно выполнять указания телохранителей. С этим, говорит майор, бывает непросто. Особенно при охране известных людей, эстрадных исполнителей, которые порой страшно капризны и делают все, что взбредет в голову. Для иных приходится быть чуть ли не няньками, даже не дать поскользнуться. Стать героем случайного скандала, особенно перед объективами, для многих значимых персон бывает равносильно смерти.

Меня закрывали со всех сторон

Мои телохранители были в спортзале. Сергей колотил грушу. Максим с Романом разминались друг на друге. Кстати, подготовка этого подразделения отличается от общей милицейской. Их движения четче, они учатся предугадывать действия нападающего и просчитывать ситуацию шагов на десять вперед. Вспомнились факты про некогда таинственное 9 управление КГБ СССР. Телохранитель по фамилии Солдатов дежурил у дома министра обороны Устинова. Однажды, едва автомобиль министра выехал из–за поворота, наперерез метнулась тень. В прыжке охранник успел прижать незнакомца к земле. Так же четко сработал и отец Солдатова, будучи личным телохранителем Хрущева. Когда в Австрии в сторону генсека из толпы полетел сверток, реакция охранника была моментальной. В случае взрыва Хрущев бы уцелел, все принял бы на себя телохранитель.

Тренировка. Приемы надо шлифовать.

Нечто подобное испытала и я, когда парни проиграли ситуацию с нападением. Максим предупредил: «Навстречу пойдет условный преступник, у него нож. Сергей разберется с ним, я уведу вас в машину, Рома — за руль». Ясно. Хоть и знала, что на меня набросятся, все равно вскрикнула: так натурально играл роль бандита сотрудник и чьи–то сильные руки в секунды уволокли меня в авто. На асфальте лежал поверженный налетчик. Вот уж действительно мгновенная реакция. В реальности и не успела бы понять, что могла расстаться с жизнью.

Иногда клиенты просят дать им спецназовца. По словам бодигардов, это ни к чему, поскольку телохранители стараются не вступать в драку и не оставлять охраняемого без защиты. Нужно сразу разорвать дистанцию и увести человека на безопасное расстояние. Если все же вынудили драться, то никаких сложных приемов — один мгновенный атакующий удар. А если незнакомец просто потянулся за телефоном, хотя очень похоже...

В отделении банка.

— Мы ничего не должны делать, пока угроза не стала явной, — объяснил Максим. — До этого можем лишь подставлять себя вместо охраняемого. Даже в боевой ситуации, выхватив пистолет, охранник не жмет на спуск: защищать себя, стреляя первым, он не имеет права.

 А если рядом совершается преступление?

 Главное - безопасность клиента. Вдруг это провокация? Если нас двое или трое, тогда кто-то уводит человека, а кто-то может сообщить о преступлении и попытаться помочь. 

Как мне потом удалось узнать, у каждого из этих парней есть история, которой можно было бы гордиться. Но сами они предпочитают об этом не  рассказывать. Из скромности. Один, к примеру, с риском для своей жизни задержал грабителя. Другой, зайдя вечером в магазин, спас женщину, которая задыхалась. 

Где водятся «жучки»

«У меня же скоро массаж», - неожиданно вспомнила я. И тут началось: "Это ваш личный массажист, как давно к нему ходите?". Казалось бы, какая разница? Парни объяснили, что всегда следует страховаться. Ведь если клиент на крючке, то есть вероятность вправить позвонок так, что через полгода человек умрет... В общем, от массажа пришлось отказаться. Маршрут передвижения был составлен заранее, его и придерживались. В машине тоже особая рассадка. Что удивило: в городе мы ни разу не попали в пробку. Сотрудники отлично знали маршруты и быстро перескакивали с одного на другой, не нарушая правил. Кстати, все места посещения обязательно проверяются накануне. Допустим, гостиничный номер, потом он опечатывается. «Не будем забывать о подслушивании и подглядывании, — Сергей снял со стены картину в номере, где я поселилась. — Подменить могут что угодно, от ручки до батарейки в пульте. Человека же необязательно травмировать, достаточно узнать его амбициозные планы и помешать им».

— Включи в ванной воду и разговаривай, — вспомнила я киношный прием.

— Дешевый детективный трюк. Этот звук легко снимут соответствующей аппаратурой. Проверяем мы и тележки с едой, которую доставляют в номер. Некоторые гости путешествуют со своими поварами, как это было с израильской командой по художественной гимнастике во время чемпионата Европы. С ними приезжали и сотрудники спецслужб плюс просили двух наших ребят. Главная в таких случаях - принимающая сторона, но все согласовывается.

В моем гостиничном номере проверили все до гвоздя.

Из гостиницы мы поехали в суд. Часто в департамент обращаются женщины при бракоразводном процессе. Кому–то муж угрожает, кто–то не может уладить конфликт с разделом имущества, бизнеса. Как и положено, у подъезда — милицейская машина, в квартире — сотрудники. Кстати, на усмотрение клиента охранять вас могут как в форме, так и в гражданской одежде со скрытым ношением оружия. Чаще всего просят быть в форме, что говорит о доверии к ней и чувстве защищенности, будь то поездка в банк, на сделку купли–продажи недвижимости или доставка частной коллекции на выставку. Иностранные делегации, артисты, наоборот, настаивают на гражданской одежде телохранителей: мол, лишнее внимание ни к чему.

К зданию суда и дальше мы передвигались так: Сергей шел впереди слева, Максим справа от меня, Роман был чуть позади. Каждый внимателен и серьезен, казалось, ничто не способно их отвлечь. Но вот на горизонте показалась безумно красивая девушка (даже моя голова от любопытства развернулась почти на 180 градусов). «Ну, - думаю, - этот тест точно провалите». Но ни один из телохранителей и глазом не повел.

....Встреча в кафе была назначена на шесть вечера. Ольга рассказывала мне свою историю, о которой хотела бы поведать в газете. Но, кажется, девушку больше занимали стоящие рядом люди в строгих костюмах. «Это мои телохранители, все в порядке», — объяснила я. «Надо же, а что случилось? У нас такое есть?» Я рассказала, перешли к делу, но собеседница по–прежнему с любопытством косилась на бодигардов. Во время другой деловой встречи, в ресторане, сотрудники решили не привлекать внимания. Даже я не сразу заметила, что человек с газеткой напротив — это Сергей, Максим чуть поодаль выбирал что–то в меню. А Рома с беззаботным видом попивал кофеек за соседним столиком. Вообще же люди реагировали чаще с любопытством, некоторые с сочувствием. А одна бабулька принялась причитать, дескать, девочку арестовали. Запомнился эпизод в банке, когда один из посетителей спросил, почему возле меня столько милиции. «Мои телохранители». — «А, телохранители. Тогда ясно», — улыбнулся и ушел. То есть не удивило.

В тот день мы гуляли и по парку, были в музее и в ночном клубе. И если бы я на самом деле нуждалась в защите, то с этими отлично знающими свое дело профи чувствовала бы себя спокойно. Кстати, по словам Александра Морозова, личная охрана департамента становится все более востребованной. И вполне вероятно, что вскоре штат пополнится женщинами–телохранителями.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 217 (24847). Вторник, 10 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter