Необходимо сформировать условия для увеличения продаж отечественной продукции на внутреннем рынке

Ближе к потребительской корзине

Дефицита на потребительском рынке не случилось. Факт. Какие-то бренды и поставщики уходили, приостанавливались, притормаживали… Но по большому счету покупатели этих движений практически не почувствовали. Судя по магазинным полкам, даже западные бренды в большинстве своем вернулись под тем или иным соусом. Цены тоже пришли в норму. Благодаря и жесткой позиции власти, и, опять же, насыщению рынка продукцией. Теперь на повестке дня новый вопрос (точнее, старый): как увеличить долю присутствия отечественных торговых марок на магазинных полках? Вопрос не тривиальный. Не только экономический, но и касается национальной безопасности. Первый раз в начале пандемии, а еще более очевидно — в прошлом году мы все в той или иной степени осознали значимость национальных производителей. Во время эпидемиологической и санкционной турбулентности именно белорусские компании в основном на своих плечах выносили груз обеспечения торговли товарами. Но спал накал — и… Импортеры (не в первый раз в истории страны) переждали шторм, полежали на дне и, как только волны на потребительском рынке улеглись, вышли на спокойную воду и оттесняют на полках белорусские товары.

Рисунок Олега Карповича

Я не против иностранных товаров. И не являюсь антагонистом импортеров, дилеров, дистрибьюторов и других торговых компаний, которые оперируют иностранной продукцией. И конкуренция мне нравится. Но честная в общечеловеческом понимании этого слова. Был и остаюсь противником грубых адми­нистративных инструментов в продвижении белорусских товаров. Да, компании наши, родные. Но мы, покупатели, тоже не из подворотни пришли. И за нашу лояльность, любовь и кошелек все-таки надо бороться. Поэтому пускай наши производители конкурируют с импортом. Вот только соревнование это должно быть честным. А пока как-то так получилось, что наши производители на внутреннем рынке находятся в менее выгодных позициях.

Производство потребительских товаров — не просто бизнес, но и социальная ответственность: бесперебойное обеспечение сограждан качественными и доступными потребительскими товарами. И если в каких-то странах эти тезисы не более чем пиар-риторика, то в Беларуси — норма коммерческой деятельности. Действия государства совершенно справедливы. И встречают понимание среди производителей. Они знают: какие бы форс-мажоры и неблагоприятные факторы на внешнем контуре ни происходили, очень важно сохранить покупательский спрос. И с социальной, и с коммерческой точки зрения: по тем или иным причинам «уронить» продажи (из-за высоких цен или дефицита) в том или ином сегменте не проблема, но возвращать их обратно получается долго и дорого. Поэтому наши производители даже в самые непростые времена стараются сохранить объемы рынка. Вот только плодами их усилий нередко потом пользуются иностранные конкуренты.

Как ни парадоксально, но для импортной продукции действуют более нежные «правила игры». И в части ценового регулирования, и по возможности трат на мероприятия по продвижению товаров. Вроде бы логика есть: если разрешенная наценка на иностранную продукцию выше и торговля этим правилом воспользуется, то импорт будет дорогой и отечественное выиграет по ценовому фактору. Но на деле все обстоит несколько сложнее. Оптовый и розничный ретейл предпочитает работать скорее не с теми поставщиками, которые самые конкурентные с точки зрения потребителя, а предпочитают продукцию, на которой можно больше заработать. Объемы продаж — это лишь один из индикаторов, которые оценивает профессиональный купец. Для него намного более важны норма его прибыли на единицу товара, норма прибыли на квадратный метр торговой площади, который этот товар занимает, возможность заработать на дополнительных услугах: реклама, продвижение, бонусы за реализацию оговоренных объемов…

Увы, так получается, что для ретейла импорт более эффективен. Цену можно поставить более высокую, увеличив маржинальность. У отечественной продукции более жесткие ценовые ограничения. Плюс бонусы от поставщиков. А отечественным производителям возможность выплачивать вознаграждения за особые успехи в торговле законодательство, мягко говоря, ограничивает. Да, стоит на полках и отечественная продукция. Благо, ассортиментные перечни никто не отменял. Но одна история — держать какой-то бренд по необходимости, другая история — стараться его продать: выставить на выгодное место, проводить программы лояльности... Механизмов-то масса.

В результате от ухода иностранных поставщиков в прошлом году наши производители, по сути, выиграли очень мало. Случились во втором квартале 2022 года пиковые моменты интереса к их продукции на фоне дефицита. Но ажиотаж со стороны торговли был очень кратковременный. И неустойчивый. В результате доля отечественной продукции в структуре продаж в первом квартале 2023 года (согласно Белстату) практически не изменилась по сравнению со спокойными годами — чуть более 60 процентов. Причем по некоторым позициям эта доля даже снизилась. Если в первом полугодии 2022 года белорусская верхняя одежда занимала треть рынка, то в первом квартале 2023 года ее доля упала до 26,5 процента. Не столь значительно, но снизилась доля отечественной обу­ви, парфюмерии. По сравнению с прошлым годом падают продажи белорусских моющих средств.

Конечно, наши производители (большинство из них) не пропадут: многие из них являются и экспортерами. Другой вопрос, что внутренний рынок тоже важен для них. И для нас, потребителей. Все-таки белорусский поставщик более надежный. И по импорту — много рисков. Именно поэтому доля оте­чественных товаров на потребительском рынке является одним из важных показателей в системе экономической и нацио­нальной безопасности.

Как отметил во время рабочей поездки в Славгород Премьер-министр Роман Головченко, готовятся изменения в постановление № 713 «О системе регулирования цен».

— Наработаны предложения, будет скорректировано постановление Совета Министров № 713 с учетом практики применения, — уточнил Роман Головченко. — Нам нужно создать лучшие условия для отечественного производителя. Долго шла проработка, эксперты несколько месяцев изучали ситуацию в каждой сфере. Сегодня система работает, к ней приноровились, но появились мелкие нюансы, которые усложняют жизнь отечественным производителям. Поэтому изменения, которые готовятся, в первую очередь направлены на то, чтобы как минимум уравнять усло­вия для импортеров и местных производителей.

Впрочем, мы, потребители, тоже можем поучаствовать в этих проектах. В конце концов, от нашего выбора в немалой степени зависит конечный результат. Все-таки свой производитель ближе к нашей потребительской корзине

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter