Ближе к дому

О проекте «Деревня, которая не должна исчезнуть»

В Брестской области немало деревень, которым еще десятки лет назад был вынесен приговор — неперспективные. Но сегодня они получают шанс на новое рождение. Государственная программа возрождения и развития села с завершением строительства агрогородков предполагает приведение в порядок крупных деревень, расположенных поблизости. Кроме этого, некоторые села (на Брестчине, в частности) возрождают богатые земляки. А в конце года в области стартовал общественный проект «Деревня, которая не должна исчезнуть».


Многие горожане, вчерашние сельские жители, связь с малой родиной не теряют. Одни радуются, что их деревни за счет государственного финансирования облагородились и расцвели. Другие огорчаются, что их населенные пункты остались в сторонке. Вот и в моем Горске в Березовском районе все вроде для нормальной жизни есть. Деревня газифицирована, заасфальтирована, стоит между двумя транспортными артериями, но агрогородком она не стала. Такая же участь постигла и остальные населенные пункты бывшего колхоза «Прогресс», который развалился. Отдали хозяйство крепкому сельскохозяйственному предприятию «Березовское», но у его руководства к «чужим» деревням немного интереса. Кстати, подобные жалобы слышала от жителей разных деревень, которые таким же образом присоединили...


Проект обустройства деревень вблизи агрогородков касается крупных населенных пунктов. А вот за маленькие берутся общественники.


«Деревня, которая не должна исчезнуть» — этот проект придумали объединения «Беловежская пуща» и «Тур». Выиграли конкурс, объявленный немецким фондом «Память, ответственность и будущее». Недавно руководитель объединения «Тур» каменецкий мастер–резчик по дереву Анатолий Турков и консультант проекта Программы развития ООН Николай Черкасс представили свои планы в Каменце. Их проект рассчитан на два года. Реализовываться он будет в Березовском, Дрогичинском, Каменецком и Кобринском районах. Начнут энтузиасты с этнографической экспедиции, в ходе которой будут выявлены самые интересные деревни, где живут еще народные традиции, сохранился фольклор.


А что? Возможны даже открытия. Ведь когда–то во время проекта «Пуща без границ» в Каменецком районе была, считай, открыта деревня Рожковка с курной хатой и чудотворной иконой Рожковской Божией Матери. Сейчас Рожковка — достопримечательность области.


Новый проект каменецких энтузиастов предполагает выбрать в каждом из четырех районов одну деревушку — самую, разумеется, самобытную. Дальше — изучение ее истории, людей. Затем — фольклорный праздник и мастер–классы, где местные умельцы передадут молодым мастерам тайны своих ремесел. Что ж, интересная идея.


Кстати, не менее самобытный проект по возрождению деревни Хрисо через агроэкотуризм уже реализуется в Березовском районе. Инициатор — Белоозерский сельисполком и его неравнодушный председатель Анатолий Белецкий.


Еще один способ возрождения наших сел — с помощью богатых земляков. В деревне Леликово Кобринского района, например, появился современный теннисный центр. Построил его Иван Панасюк — предприниматель из России, уроженец этих мест. Теперь в Леликово районная школа по теннису.


Возродилась и деревенька Клетное Пружанского района, расположенная на самом краю Беловежской пущи. Превратилась в маленький туристический рай, на который петербургский бизнесмен (он отсюда родом) Николай Бурнос потратил... 20 миллионов долларов. В Клетном теперь есть газ, спорткомплекс, ресторан, гостиница. Туристы в восторге. Довольны и местные жители, многие из которых получили работу.


Пока таких примеров немного, но они есть. Да, города, к сожалению, выманивают из сел людей. И этот процесс характерен сегодня для всех европейских государств. Мы на их фоне смотримся даже неплохо: 26 процентов жителей Беларуси — сельчане. Интересно, как в будущем изменится эта цифра — после тех немалых усилий, которые сегодня у нас прилагаются для возрождения села?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter