Блеск и нищета танцевальных иллюзий

В Витебске завершился фестиваль современной хореографии

В Витебске завершился фестиваль современной хореографии


На динамичном пятидневном форуме была представлена крепкая гостевая программа: зрители увидели танцевальные труппы из Германии, Швеции, Украины, России. В конкурсной программе за Гран-при и денежную премию - 3 тысячи долларов - сражались 20 коллективов из 10 стран. Артисты представили 9 одноактных балетов и 19 хореографических миниатюр. В этом году конкурсанты, как сговорившись, исследовали такие непростые функции человеческого организма, как сон, иллюзии, а также навязчивые состояния - бред, наваждение.


На сцене часто приходилось видеть докторов в белых халатиках, психически нездоровых "пациентов" - возможно, високосный год на хореографические рефлексии повлиял не самым лучшим образом? Названия спектаклей говорили сами за себя. Скажем, театр-студия современной хореографии из Москвы предложил балет "Апноэ сна", что члены экспертного совета фестиваля справедливо посчитали уж "маслом масляным". Коллектив из Киева "Блэк оранж джаз балет" предложил спектакль "Синдром параллельности". "Что это за синдром такой? - вопрошала балетный критик Вита Мазурайте. - Не стоит углубляться в философию, в которой вы слабо ориентируетесь. Рискуете нарваться на подводные камни, которые вас погубят". Витебская студия современного танца "Параллели" назвала свой балет "Шепот иллюзии". Что ж, иллюзорная тема, она очень удобная - под нее можно подвести любые танцевальные па и телодвижения. Но где мысль? Словом, фестивальная программа IFMC-2008 показала, что в работах молодых современных хореографов мало фантазии, собственного взгляда на тело в пространстве. Если и появлялись на фестивале хореографы-художники, то их творческий запал тонул в агрессивной эстетике распада. Уже упомянутый спектакль "Апноэ сна" хореографа Романа Андрейкина можно назвать точной и объемной иллюстрацией к суицидальной пьесе Сары Кейн "Психоз. 4.28". Беснующиеся девушки в белых одеждах, вымазывающие волосы белой пеной для бритья, отчего в зрительный зал ощутимо пахнуло морским бризом, рваная ткань рисунка танца, истерия характеров, математически выстроенный хаос, граничащий с тем, что на уроках физкультуры до прихода преподавателя мы называли "разминкой"... Танцовщицы в этом спектакле, как рассыпавшиеся бусы. Видимо, хореограф Андрейкин и не ставил перед собой цель собрать серьезное художественное произведение, он, скорее, полушутя нам говорит о стихийности женской материи, не терпящей никакого коллективистского начала. Его объединенные в ансамбль танцовщицы в ночных рубашках навыпуск больше напоминали кур в потревоженном курятнике, нежели ночные привидения. Зачем люди ставят такие спектакли, мне не всегда понятно. Другое дело, когда хореограф из Самары Эльвира Первова в балете "Зов белых журавлей" напоминает нам об ужасах войны, о том, сколько людей погибает на фронте. Постановка Эльвиры была удостоена специальной премии конкурса "За искренность воплощения патриотической темы", балет Первовой действительно пронзает зрителей до слез.


В этом году как никогда мощно в конкурсе показали себя хореографы из Беларуси. Их отметили призами члены жюри и словами - балетные критики. Балет "Зрелость" Дмитрия Залесского (театр "D.O.S.Z.K.I.") удостоен Первой премии конкурса в номинации "Одноактный балет". Дима посвятил свой "опус" хореографу Евгению Панфилову и всем танцовщикам, для которых театр, сцена - священны.


Вторую премию в номинации "Хореографическая миниатюра" выиграла витебский хореограф Диана Юрченко с работой "Век на ладони". В этом году Диана участвовала в конкурсе сразу с тремя миниатюрами. Жюри ее работа, исследующая русскую духовность, понравилась. Вторая премия также и у Дмитрия Куракулова (группа "Тад", Гродно). Дмитрий ездит на витебский фестиваль уже без малого 15 лет. Его нынешняя миниатюра "Жажда опасности" поражает диковинными конструкциями, которые Дима составляет из человеческих тел. Размах у Куракулова почти церетелиевский, он не мыслит малыми формами, за что был незамедлительно поощрен жюри.


Наконец, Гран-при - и здесь нет никакой интриги - отдали Денису Бородицкому, хореографу из Москвы (Boroditskiy Dennis Dance Company). Денис представил в Витебске премьеру балета со спекулятивным названием "Мне жаль, что вы этого не поняли...". О том, что Денис - технически совершенный танцовщик, мы знали давно. А вот крупного хореографа в нем, спасибо, Витебск, рассмотрели только сейчас. Обычно Гран-при на подобных фестивалях увозят с собой артисты китайского театра оперы и балета. Но, похоже, у безупречных танцовщиков из Китая наконец появился достойный конкурент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter