Бедность населения выгодна для богатой «верхушки» США

Блекнет американская мечта

Федеральные власти США уверяют: в среднем около 30 тысяч долларов в год вполне достаточно, чтобы свести концы с концами семье из четырех человек. Такова официальная черта бедности в стране. Однако сами американцы готовы с этим поспорить. Что подтверждается результатами опросов авторитетного американского института общественного мнения Gallup. По мнению респондентов, кабинетные подсчеты круто расходятся с реальностью. Другими словами, ощущение порога безысходности у рядовых американцев куда глубже, нежели это представляется верхушке.

Контрасты диспропорций

В кругах социологов ходит шутка, в которой есть изрядная доля истины: «Соединенные Штаты — бедное общество со множеством сверхбогатых». В стране «равных возможностей» диспропорции ощущаются все острее. Средний класс мельчает. Количество обитателей палаток и картонных коробок увеличивается. А основной доход страны плывет в карманы весьма ограниченного круга богачей.

Для удовлетворения элементарных базовых потребностей семьи из четырех человек — проще говоря, для выживания — ежегодный доход в среднем должен составлять не менее 85 тысяч долларов, считают участники опросов Gallup. Это почти на треть больше, чем десять лет назад, уточняют американские социологи. Динамика изменения предполагаемого необходимого дохода, говорят эксперты, отражает растущее экономическое давление, с которым американцы сталкиваются на каждом шагу: скачки цен на продукты, бензин, коммунальные расходы. Плюс рост процентных ставок.

Согласно последним данным Бюро пе­реписи населения США, средний доход американских домохозяйств составил 67,521 тысячи долларов, что явно недотягивает до «прожиточного уровня», установленного общественным мнением. При этом федеральный порог бедности в зависимости от штата колеблется от 26,5 до 31,1 тысячи долларов в расчете на упомянутую среднестатистическую семью. Стоимость жизни в Америке такова, что при всей кажущейся солидности пороговых сумм на эти деньги не пошикуешь. Официальный уровень бедности в США достиг 11,6 процента. В цифрах это 37,9 миллиона американцев, влачащих жалкое существование. Ряды бедняков имеют все шансы пополняться и дальше.

Эмиссионная инфляция

Инфляционный всплеск, последовавший за бесконтрольной раздачей пандемийных денег, вышел боком простым американцам. 2022 год стал своего рода моментом истины. Изучила ситуацию на микроуровне американская финансовая компания NerdWallet. И вот что выяснила: излюбленный принцип граждан США жить в кредит приобретает угрожающий размах. Суммарный долг американских домохозяйств за прошлый год зашкалил. По сравнению с 2021-м он подрос на 7,65 процента и достиг 16,5 триллиона долларов. В числе прочего среднестатистическое домохозяйство задолжало около 222 тысяч долларов по ипотеке, 17 тысяч — по кредитным картам, 29 тысяч — по автокредитам.

Эксперт NerdWallet Сара Ратнер опровергает досужие домыслы о том, что, скажем, долг по кредиткам — не что иное, как результат легкомысленных трат. «Потребители чувствуют давление более высоких цен и процентных ставок, а зарплаты просто не поспевают за ними, возражает аналитик финкомпании оптимистам. — Это вынуждает многих принимать трудные решения, например, залезать в долги, чтобы оплатить предметы первой необходимости».

В результате счет обездоленных, оказавшихся за чертой бедности и потерявших кров над головой, идет на сотни тысяч. В прошлом году, по данным министерства жилищного строительства и городского развития США, в среднем ежедневно более 580 тысяч американцев оказывались на улице, ночуя где придется.

Рай для богатых

Чем беднее становится население США, тем быстрее растет состояние одного процента сказочно богатых американцев. По данным Федеральной резервной системы, к концу 2021 года их «коллективное» состояние достигло 45,9 триллиона долларов, увеличившись за время пандемии более чем на треть.
Прогрессирующую десятилетиями бедность в стране руководитель отдела политики экономической справедливости исследовательского центра Oxfam America Ребекка Ридделл назвала «несправедливостью, причиняемой обществом самому себе». Американская система общественного устройства попросту не в состоянии покончить с обостряющимся классовым расслоением. Более того, в чем-то его провоцирует. Огромное количество созданных за последние десятилетия рабочих мест — это низкооплачиваемые вакансии без каких-либо перспектив для работника.

Причем сегрегация попавших в «цикл бедности» людей, несмотря на декларируемое равенство возможностей, продолжает процветать. Уроженцу Гарлема вряд ли может посчастливиться не то что изучать экономику в Гарварде или право в Стэнфорде, а хотя бы пробиться в мало-мальски престижный колледж. Проблема американской социальной политики, собственно говоря, в том и состоит, что равные условия для старта и развития представителей разных социальных слоев как надежная система защиты от нищеты по большому счету отсутствуют.

Да и зачем их создавать, если определенная часть общества, как это ни крамольно звучит, получает выгоду из нищеты сограждан. Например, товары и услуги, которые производят вкалывающие за три копейки бедняки. При этом владельцам бизнесов достаются сверхприбыли. До недавних поправок в законодательство богачи активно пользовались всевозможными налоговыми преференциями. На деле выходило, что у простого американца налогами облагался весь реальный рост благосостояния, а у миллиардеров — лишь мизерная часть.

«Удобрение почвы» для социального неравенства — опасный путь. Рано или поздно чаша народного терпения переполняется. Результат известен — социальный взрыв. Недовольство правилами игры в одни ворота уже давно вызывает протесты в стране, выливающиеся в те же массовые убийства, совершаемые на почве жизненных неурядиц.

К счастью, Беларусь — государство со справедливой социальной политикой, не допускающей классовых привилегий и ранжирования по уровню благосостояния. Поэтому вполне закономерно, что доля так называемых малообеспеченных граждан, выражаясь языком статистики, «со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума» неуклонно снижается и сегодня составляет 3,9 процента населения. Минус 0,2 процента по сравнению с 2021 годом. Причем в отличие от американских бедняков к этой категории в Беларуси относятся отнюдь не те, кому не посчастливилось родиться в приравненном к гетто районе, а люди, волею судьбы попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Таким гражданам в нашей стране оказывается реальная, а не декларируемая помощь.

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter