Благовестник

Уже пятый год на телеканале «Лад» выходит программа «Благовест» — о вере и Боге, о современной церковной жизни. Несмотря на раннее эфирное время — семь утра, у передачи много зрителей. А ведущего проекта Артема МАХАКЕЕВА уже давно узнают прихожане храмов...

Уже пятый год на телеканале «Лад» выходит программа «Благовест» — о вере и Боге, о современной церковной жизни. Несмотря на раннее эфирное время — семь утра, у передачи много зрителей. А ведущего проекта Артема МАХАКЕЕВА уже давно узнают прихожане храмов.


— Я слышал, «Благовест» уже смотрят даже за рубежом.


— Между Белтелерадиокомпанией и телеканалом «Союз» Екатеринбургской епархии заключено соглашение, согласно которому программу показывают в эфире, сейчас она выходит трижды в неделю. На зарубежье передачу транслирует также «Беларусь–ТВ». Хотя, когда «Благовест» впервые появился в эфире в апреле 2005 года, скептики говорили мне и моей коллеге Инге Беловой: да не наберете вы новостей на духовную тематику! Между прочим, мы рассказываем и о событиях за рубежом. Сейчас договариваюсь о встрече с владыкой Августином, архиепископом Львовским и Галицким. Архиерей — белорус, из Лельчицкого района. При нем на Западной Украине количество православных приходов увеличилось в четыре раза. Он возглавляет синодальный отдел Украинской православной церкви по взаимодействию с вооруженными силами: 9 мая в Киеве на правительственном ЗИЛе принимал парад следующим за министром обороны. А также владыка — единственный из архиереев, кто прыгал с парашютом. Личность, в общем, яркая. Многим будет интересно узнать о нем.


— Но самое любопытное — это как вы пришли к «религиозной» журналистике.


— Я окончил географический факультет, но уже со второго курса начал работать на радио, а потом перешел на телевидение. Конфессиональные вопросы заинтересовали меня еще в школе, лет в пятнадцать. Живым примером веры для меня была бабушка Мария Максимовна, родом из гомельских старообрядцев. Она не ложилась спать, пока не поминала в домашней молитве всех родных — и живых, и усопших. Затем мне попалась книга отца Александра Меня «Сын человеческий». Эта цепочка случайных, а может, и неслучайных событий повлияла на мой мировоззренческий выбор, а также вызвала научный интерес к религии. Дипломную и магистерскую работу в университете посвятил нетрадиционным религиозным объединениям в нашей стране. Кандидатская работа, которая все еще «в процессе» из–за нехватки времени, посвящена влиянию религиозности населения на развитие социальных и экономических процессов в Беларуси.


— А себя вы считаете глубоко верующим человеком?


— Я стараюсь причащаться несколько раз в году. Во время таинства причастия человек получает благодать — заряд особой энергии.


— Кто ваши зрители, есть ли с ними обратная связь?


— 5 июня в Полоцк съехались тысячи верующих не только из Беларуси, но и из Украины, России, Прибалтики, польского Подляшья. На праздновании столетия перенесения из Киева в Полоцк святых мощей преподобной Евфросинии мне встречались французы, канадцы, среди которых были и зрители «Благовеста». Люди приехали за тысячи километров — значит, вера их живая, не формальная. А одна женщина из России призналась, что узнала о торжествах из «Благовеста», заранее забронировала билет, гостиницу, чтобы побывать на празднике. Вообще, за пять лет наша аудитория изменилась. Сначала ее смотрели люди, не являющиеся практикующими, как сейчас говорят, верующими. «Благовест» имел в каком–то смысле миссионерский эффект. Теперь большую часть аудитории составляют прихожане храмов. Я боялся, что это будут в основном те, кому за пятьдесят. Но за последние три года у нас увеличилась молодая аудитория. Средний портрет городского зрителя примерно совпадает со среднестатистическим прихожанином: 30 — 40 лет, нас смотрит много семейных многодетных пар.


— Но государство–то у нас светское, и нужно ли с экрана телевизора «крестить» людей?


— Конечно, государство не должно вмешиваться в вопросы веры. Любое принуждение приведет только к отторжению. Но следует расширять христианское информационное поле. Ведь практикующих верующих — тех, кто посещает храм не только на Пасху и Рождество, — примерно 10 процентов. Однако кто бы мог подумать, скажем, в 1985 году, что председатели райисполкомов будут присутствовать на освящении храмов, богослужениях в церквах, костелах? А между тем в Западной Европе посещаемость храмов по воскресеньям упала в два–три раза за последние 2 десятилетия.


— Не скажите. В Польше и Испании как нигде сильны позиции Церкви.


— Поляки действительно очень набожный народ. Не случайно Польша является «поставщиком» католических священников для всей Европы. На протяжении веков понятия «Польша» и «костел» были неотделимы друг от друга. Все потому, что в обществе не было глубокой атеистической промывки мозгов. Усилия государства по ослаблению религиозных влияний не принимались в семьях. Но что еще более важно: в обществах, где сильна Церковь, не падает рождаемость, сохраняется прирост населения. Между прочим, заметьте: у нас многодетные семьи — верующие люди.


— Тем не менее благополучная Западная Европа — это преимущественно нерелигиозное общество. Парадокс!


— Основа их благополучия — христианская этика: порядочность, честность, целеустремленность, трудолюбие. Другое дело, что теперь в европейских странах пытаются отодвинуть религию на обочину. Об этом, например, говорил католический архиепископ Лиона Филипп Барбарен, который приезжал в Минск по приглашению владыки Филарета. Беларусь же в ХХ веке была полигоном для испытания атеистических технологий — в результате мы утратили многие достижения предков, в том числе духовные ценности. Нам вновь приходится обретать веру, духовную культуру, которая формировалась веками. Ведь чтобы быть перспективным обществом, нужно преуспевать не только в хозяйственной жизни, но и в духовной.


— А что вам в жизни помогает быть успешным человеком?


— Я не стремлюсь быть успешным. Главное для меня — быть просто человеком при любых обстоятельствах, честным по отношению к другим и к самому себе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter