Благовест над Беларусью

Традиция колокольного звона в Беларуси была практически утрачена. В 1920 году был вынесен запрет на колокольный звон, и многие десятилетия колокола над нашей землей молчали. Сегодня традиция возрождается, и вновь ни один церковный праздник и даже многие светские торжества не обходятся без перезвона колоколов. К нынешним «Дажынкам» было завершено строительство колокольни в Речице, а колокола для нее — благовесты весом две тонны, 540 и 300 килограмм — были отлиты на средства, которые собирались всем городом.Гостей праздника Речица встретила колокольным звоном. Так же, всем миром, были собраны средства на «звоны» в Ивацевичах, Молодковичах... А звонят в колокола по всей Беларуси выпускники школы звонарей Минского епархиального управления.

Обучиться искусству колокольного звона может каждый желающий, надо только получить благословение правящего архиерея или направление от прихода. Существует возрастное ограничение — с 18 лет, но при наличии сильного желания в школу звонарей принимают и пятнадцати-шестнадцатилетних. Причем как юношей, так и девушек. Представительниц прекрасного пола, к слову, в последнем наборе, который прошел недавно, больше, чем мужчин.
Школа звонарей Минского епархиального управления, единственная в Беларуси, существует с 2000 года и недостатка в учениках никогда не испытывала. Напротив, учиться сюда приезжают даже из Украины, России и Прибалтики. За 7 лет школа выпустила более сотни “молодых специалистов” колокольного звона. Были среди выпускников и 15-летние, и те, кому за 60.
Проблем с “трудоустройством” у выпускников школы звонарей нет — рекомендация от прихода, на основании которой сюда принимают, служит гарантией того, что приходу нужен звонарь. Хотя говорить о трудоустройстве не совсем верно: штатной единицы звонаря в храме нет, и заработная плата звонарю не положена. Звонарь — это послушание, бескорыстная жертва, первая ступенька церковного служения, и на продуваемую всеми ветрами колокольню в осеннее промозглое утро или в лютый мороз выпускники школы поднимаются по зову сердца. А отзвонив к литургии, бегут на самую обычную, светскую работу. К примеру, Дмитрий Казюко, старший звонарь храма Всех скорбящих Радость, на территории которого расположена школа, работает на МАЗе. Дмитрию — 26, учиться мастерству колокольного звона он пришел в 21. В целом большинство учеников школы — молодежь.
Постигать науку звонить в колокола люди приходят по разным причинам. Часто приходы направляют сюда пономарей, стоящих на первой ступеньке храмового послушания, так сказать, на курсы повышения квалификации. Дмитрий Казюко пять лет назад пришел в школу звонарей, потому что его маме, прихожанке этого храма, очень хотелось, чтобы колокольным звоном на службу ее звал сын. А одного из первых выпускников школы, а ныне ее директора Богдана Березкина, профессионального музыканта с консерваторским образованием, сюда когда-то привел профессиональный интерес: хотелось научиться играть на этом удивительном, древнем музыкальном инструменте — колоколах.
Чувство ритма плюс координация
Срок обучения в школе звонарей — три с половиной месяца, по 15 учебных часов в неделю. За это время надо научиться управляться с 10—20 колоколами: от самого большого — благовеста, который весит 500 и более килограмм, до небольших, в сотню и меньше кило. По старинной, выработанной века назад традиции, колокола разбиваются на три группы, и звонарь управляет ими с помощью обеих рук и ноги, нажимающей на педали. Левая рука перебирает от 4 до 9 колоколов, правая — от двух до четырех, педалей может быть до пяти и больше. Нужна, конечно, определенная физическая сила, но не это главное. Замечательно могут звонить и хрупкие девушки. Главное — координация и чувство ритма. И еще — огромное желание.
Случается, те, кому это древнее искусство дается нелегко, остаются “на второй год”. Но, по словам директора школы звонарей Богдана Березкина, те, кто действительно хочет научиться, к своей цели приходят всегда. С утра до вечера возле храма Всех скорбящих Радость звучит колокольный звон — учебный класс открыт с 8.00 до 22.00 для самоподготовки.
Когда-то колокольный звон к каждому церковному празднику был традиционным, мелодические рисунки звона передавались из поколения в поколение. В наши дни храмов, где сохранилась традиция звона, немного: Псково-Печерский Успенский монастырь, Троице-Сергиева лавра. Там и сегодня звонят точно так же, как века назад. В Беларуси традиционный звон сохранился лишь кое-где в глубинках Полесья. Сегодня то, как поют колокола белорусских церквей, отражает возрождение духа нашего народа, его душевное состояние и настроение. Каждый колокольный звон в церквах Беларуси неповторим — и, с другой стороны, голос каждого храма узнаваем. И в этом немалую роль играет искусство звонаря, несущего послушание на этой колокольне.
Не стой под колоколом
Обязательный элемент учебной программы в школе звонарей — техника безопасности, причем речь идет о безопасности и человека, и колоколов. Что касается звонаря, то тут главный принцип выживания, как у строителей, — “не стой под стрелой”, то есть под колоколом. Тяжеленный медный язык колокола может оборваться, как правило, именно во время звона. А если говорить о колоколах, то эти гиганты из меди и олова на самом деле довольно хрупкие. Могут треснуть при низкой температуре, поэтому при минус 25 и ниже в колокола не звонят. Не любят колокола и слишком сильных ударов. Раз в год, на Пасху, по традиции на колокольню разрешается подняться всем желающим. Это ответственное время для старшего звонаря, ведь сюда по довольно экстремальной лестнице поднимаются и дети, и старенькие бабушки и дедушки, которые и по ровной-то дороге могут ковылять только с палочкой. И надо следить, чтобы обошлось без травм, чтобы, от души ударив в колокол, прихожане его не разбили.
Церковная символика колокола — Божий глас, архангельская труба. Колокольный звон зовет прихожан на службу, возвещает о церковных праздниках, отмечает самые значимые моменты богослужения. Говорят, колокольный звон может исцелять. В средневековье, когда к какой-то местности подступала чума, во всех окрестных церквах принимались день и ночь звонить в колокола, и, как свидетельствуют летописцы, эпидемия отступала. Недавние исследования ученых Санкт-Петербургского института литосферы установили, что особая вибрация, которая возникает во время колокольного звона, уничтожает в течение нескольких секунд более ста видов болезнетворных бактерий. Но, убежден Богдан Березкин, главный фактор исцеления — это искренняя вера. Такая, которая побуждает в жару и холод подниматься на колокольню, чтобы сообщить жителям окрестных домов — верующим и атеистам — благую весть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter