“Благослови, Господи, младенца на долгую жизнь!”

Предки считали, что от соблюдения правил и регламентаций в первые три дня жизни ребенка во многом зависит его судьба

Первые три дня жизни ребенка особо значимы, хотя, может быть, мы не всегда осознаем их важность во всей полноте. И только более широкий культурологический (ритуально-обрядовый) контекст дает возможность и веские основания оценить роль и место начала жизни как события весьма ответственного. Наверное, вовсе не случайно, что свадьбу — переход молодой четы в новую семейную жизнь — играли три дня; проводы человека в иной мир — от момента смерти и до погребения — продолжались все те же три дня. Рождение человека — не что иное, как переход из внутриутробной жизни к жизни в совершенно новом для него мире. Следовательно, первые три дня являются одним из важных этапов в жизни появившегося на свет человека. Важные потому, что он совершенно беззащитен как в физическом, так и духовно-энергетическом плане, поэтому прежде всего нам следует защитить это маленькое и легко ранимое существо. Ведь мать, охранявшая свое чадо на протяжении долгих девяти месяцев и отдавшая ребенку все силы и всю свою энергию, после родов оказывается не только физически обессилевшей, но и духовно беззащитной. С момента разрешения от бремени и до 40-го дня она не имела права посещать храм.
Из дома ничего не выносить!
В семье, где родился ребенок, на первые три дня вводилось в действие правило, требующее ситуации стабильности и жизненного постоянства, некоего духовно-энергетического равновесия (запрещалось что-либо отдавать, выносить, продавать, одалживать, уезжать и т. п.). Тем самым “защищали” долю, судьбу ребенка, чтобы тот, когда вырастет,  “не цураўся роднай хаты”.
Ребенок, оказавшийся вне зоны материнского прикрытия, являет собой создание незащищенное, требующее повышенного внимания и духовного экранирования. Эту сложнейшую роль раньше брала на себя бабка-повитуха. Если родилась девочка, то над ней три раза читали молитву “Песнь Пресвятой Богородице”. Если родился мальчик, то трижды читали Господнюю молитву “Отче наш”.  
* Народная мудрость давно расставила акценты в отношении символизации правой и левой стороны. Правая сторона соответствует движению, развитию, левая — стабильности и покою.
Поэтому-то все первые, особо значимые события в жизни только что родившегося человека совершали с учетом положительного начала, закрепленного за правой стороной: при первом кормлении ребенка прикладывали к правой груди, во время первого пеленания его клали на правый бок, в первый раз укладывали в колыбель головой в правую сторону.
Первое пеленание
* В первый раз ребенка обязательно пеленали (независимо от пола) в пеленки белого цвета, перевязывая узким поясом красного цвета, и укладывали на правый бок. При первом пеленании приговаривали:
“Благослови, Господи,
младенца на долгую жизнь!
В ноги — добрые дороги.
Рукам — силу, мозгам — розум.
Во имя Отца и Сына
и Святого Духа. Аминь”.
Или так:
“За ручки беру — чтобы брали
и делали,
За ножки беру — чтобы ходили
и бегали,
За голову беру —  чтобы ум
и разум был”.
Первое прикладывание к груди
* Во время первого кормления на младенце следует нанести материнским молоком три креста и только после этого приложить младенца к груди. Молоком крестили лобик, чтобы ребенок был умным и послушным, грудь в области сердца, чтобы передать ему любовь, а с любовью и надежду на продолжение вашего рода, на защиту и заботу в старости; пупок, чтобы ребенок был здоров и крепок физически.
* Следует знать, что при первом кормлении ребенка прикладывают к правой груди, говоря при этом: “Расти больше и живи дольше. Аминь”.
* Чтобы у кормящей женщины было молоко, при первом кормлении необходимо поставить перед ней полную кружку молока и сказать:
“Господи, благослови!
Как у коровы и козы
молочко есть,
так чтоб и у меня, рабы (имя),
молоко в грудях было. Аминь”.
* Чтобы у кормящей матери было вдоволь молока, очень часто прибегали к молитвам  перед иконами Божией Матери “Млекопитательница” и “Целительница”.
* Если ребенок не берет грудь, следовало говорить так:
“Как Мать Богородица вскормила сына Божьего, так и ты будешь грудь сосать, расти и Господа прославлять”.
* Чтобы не пропало молоко, не следует кормить ребенка при посторонних, а также в грозу.
* Если по каким-то причинам у матери не хватает или вовсе нет молока, лучше, чтобы ребенка кормила одна какая-нибудь женщина, а не несколько по очереди.
Первое купание
* Купали ребенка в деревянном корытце (“начоўках”), специально предназначенном только для этой цели. Воду для купания можно было  подогреть, но не кипятить (кипяченая вода — мертвая!!!). Первой в корытце наливали небольшое количество обычной колодезной, холодной воды. Обязательно добавляли кружку святой воды, взятой в храме на Крещение. И только потом доливали горячую воду, доводя ее до нужной температуры. Чтобы “проверить” воду, в нее несколько раз опускали локоть. Этой последовательностью действий преследовали одну цель: ребенок во взрослой жизни не должен быть чрезмерно эмоциональным (горячим, пылким), жить по принципу “сначала скажу (или сделаю), а потом подумаю”. О таких людях зачастую так и говорили: “Ты что, в горячей воде купан?”
* Подготавливая воду для купания, приговаривали:
“Царица небесная, Матушка
Богородица
Своего сына мыла да парила
И тебе, Богданька (Богом данный
ребенок), водичку оставила”.
* Чтобы ребенок был крепок, здоров, чтобы при всех жизненных испытаниях никогда не падал духом, при его самом первом купании обязательно следовало сказать:
“Терпи холод, терпи голод,
терпи всякую нужду.
Ангел-хранитель, укрепись.
Во имя Отца и Сына
и Святого Духа. Аминь”.
* После каждого купания мать губами собирала с ребенка капельки воды и трижды сплевывала в левую сторону, чтобы ребенок спал  спокойно и к нему не пристали “вадзянiцы”.
“С неба — вода, с земли —
Божья роса,
С раба (имя) любая тягота”.
* После купания бабка-повитуха “правила” младенца: вытягивала и расправляла ему ручки, ножки, “лепила” кругленькую или, наоборот, продолговатую головку. Потом брала ребенка на руки, придерживая головку, и говорила:
“Спи по дням, расти по часам, то твое дело, то твоя работа, то твоя кручина, то твоя забота. Расправлен уж — уродцем не будешь”. Потягивая носик, могла сказать так: “Не будь курнос и спи крепко!”
* Из поколения в поколение передается строгий запрет качать пустую колыбель (коляску, кроватку): “Чорт дзяцей калыхаць будзе”.
* Первые две недели к роженице и младенцу ходили “у адведкi” только замужние женщины. В первую очередь надо было помочь роженице в восстановлении сил, а ее семье — в ведении хозяйства. Во-вторых, нельзя было оставить без внимания сам факт появления нового человека: к роженице не приходили с пустыми руками — несли продукты, старые детские вещи, полотно “на пялёнкi”. В народе бытовало представление: “Хто прыходзiць у адведкi, тыя пападуць у рай”. Обряд проведывания родившей женщины сохранился и в наши дни.

В следующей статье: 9-й день — первое ритуальное купание ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter