Благое дело

Уровень развития бизнеса определяется не только полученной прибылью, но и его социальным вкладом

Уровень развития бизнеса определяется не только полученной прибылью, но и его социальным вкладом

Белорусский бизнес постепенно переходит от благотворительности и филантропии к социальным инвестициям. Такой вывод содержится в обширном исследовании феномена отечественного делового сообщества и его социальной ответственности, проведенном Международным социально-экономическим фондом “Идея”. Его аналитики подчеркивают: классическим первым этапом зрелости социальной ответственности компании является ее попытка ответить на запросы как можно большего количества разных заинтересованных лиц. Как показывает практика, в Беларуси это удается все чаще.

Бизнес работает на общество

ООО “Белинтертранс” — крупнейшее международное транспортно-логистическое предприятие в нашей стране. Сегодня это показательный пример развития устойчивого бизнеса, который идет в ногу со временем и не останавливается на достигнутом. Помимо своей основной деятельности предприятие активно участвует в социальной жизни: “Белинтертранс” стал первой частной транспортной компанией, на базе которой создана первичная организация РОО “Белая Русь”.

Еще одним шагом к развитию социальной инициативы на предприятии стало его присоединение к Глобальному договору ООН. В рамках этого проекта компания в прошлом году была награждена золотой медалью в номинации “Этичное рыночное поведение” конкурса “Бренд года — 2011”.

Совсем недавно предприятие завершило ремонт костела в поселке Раков, оно оказывает помощь церкви в деревне Касыни, детскому саду и школе в агрогородке Вишневка в Папернянском сельсовете Минского района. В рамках прошлого Года книги учебным заведениям были подарены сотни книг. Отдельно ведется работа с ветеранами, для которых организовываются поездки в Раубичи и на “Линию Сталина”. И это далеко не все добрые дела компании.

— Любой бизнесмен в социальном направлении по мере своих возможностей должен оказывать помощь нуждающимся — ветеранам, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным семьям, — считает заместитель генерального директора управляющей компании ООО “Группа “БИТ-Юнион” Александр Степук. — Такая деятельность дает понимание того, что бизнес работает не только на себя (как многие считают), а и на общество. Это один из главных принципов нашей работы.

Единство фермера с деревней

У Юрия Коршунова интересная судьба. Еще на заре становления фермерства бросил он город и подался хозяйствовать на земле. Начинал с малого, с нескольких сот гектаров земли. Сейчас у него известное на Могилевщине фермерское хозяйство “Пралесак” с полутора тысячами гектаров сельхозугодий и многоотраслевым производством. Да и сам Юрий Федорович человек известный: председательствует в Союзе фермеров области и депутатствует как в Недашевском сельском, так и в Могилевском районном Советах. А доверяют жители Дубинки и близлежащих деревенек Коршунову потому, что стал он своим, деревенским.

Он не только собственной техникой и бесплатно зерновые сотки сельчан уберет, но, если нужно, и семян на посев даст, и навоза на участки привезет. Одиноким старушкам дровишек на зиму подбросит. Конечно, преимущественно пожилым сельчанам помогает. Есть, например, возле Дубинки родничок. Не все старики могли к нему спуститься: в овражке он, а подход был необустроен. Фермер и криничку облагородил, и кованые лестницы для безопасного спуска к ней соорудил. Так же и с автостоянкой получилось: к деревенскому озерцу в жаркое время немало машин подъезжает, оставляли их хозяева где попало. Коршунов отвел определенное место для стоянки, обустроил его и подъезды привел в порядок.

— В минувшем году не успел на озере пляж отсыпать, — с досадой отмечает он. — Все-таки летом в Дубинке детворы немало. Да и взрослые при возможности пусть загорают. Но ничего, нынче дело справим...

Чужой боли не бывает

В приемной ООО “Пассат” рядом с многочисленными сертификатами на производство работ под стеклом висит благодарность от руководства Солигорского района за активное участие в благотворительной акции, в ходе которой была собрана крупная сумма для приобретения спортинвентаря учреждениям образования. Тут же я услышал, что Даше Корж коллектив выделил более десяти тысяч долларов в эквиваленте — тяжелобольной девочке понадобилось лечение за границей. А на строительство Христо-Рождественского собора за последние два года пожертвовали без малого 200 миллионов рублей.

Примечательно, что “Пассат”, который в будущем году отметит двадцатилетие, создавался с нуля. Сегодня же без него трудно представить модернизацию ОАО “Беларуськалий”: коллектив решает комплексные задачи от проектирования и создания до ввода в эксплуатацию важнейших установок на всех четырех рудниках. Раньше “Пассат” не раз получал поддержку других трудовых коллективов. И теперь, встав на ноги, отдает долги с лихвой, порой и необычным способом. Более сотни прежде хороших, а затем спившихся работников “Пассат” взял под крыло и закодировал за свой счет. Теперь технический директор Павел Лосевич может назвать имена десятков хороших специалистов, которых его коллектив сберег для полноценной жизни.

— Почти все мы вышли из деревни, знаем, как непросто живется там людям, потому миллиарды рублей вложили в подъем и техперевооружение местного сельхозпредприятия “Добрица”, помогли в развитии материально-технической базы отдаленного Хоростовского сельсовета, подарили автомобиль Чижевичскому сельсовету, — рассказывает управляющий ООО “Пассат” Анатолий Кукреш. — Но особое внимание уделяем детям, их здоровью.

Национальное единство

Посильную помощь нуждающимся сегодня оказывают многие деловые люди. Это говорит о зрелости отечественного бизнес-сообщества, его осознанной социальной ответственности. Имеющей, кстати, и глубокий цивилизационный смысл. “НГ” уже сообщала о том, что Президент Беларуси Александр Лукашенко обратил особое внимание на необходимость социальной ответственности бизнеса и поручил Банку развития взять к исполнению проект “Школьный автобус”. Так вот, практиковать подвоз детей на занятия стали еще в начале XIX века в Англии. Позже школьные омнибусы, а затем автобусы получили распространение в США, причем в их разработке участвовали такие автогиганты, как “Форд” и “Шевроле”.  Понимание того, что реальный вклад в социальное развитие дает дивиденды, не уступающие прибыли, демонстрируют и современные белорусские бизнесмены. Ведь народное уважение и общественная благодарность — весомый дополнительный авторитет для любого, даже самого раскрученного бренда. И лучшее подтверждение того, что мы — одна нация и будущее строить всем нам сообща.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter