“БЛАГОдатная труженица”.

Досадная неточность именно в этой статье стала отправной точкой для выяснения сути одного документа.

В опубликованной в № 206 от 28 октября 2010 года статье “БЛАГОдатная труженица” констатируется факт, что благо, которое приносит пчела жителям Беларуси в виде целебного меда и других продуктов пчеловодства, переоценить невозможно. Автор подробно останавливается на проблемах, которые мешают развиваться пчеловодству в стране.

В их числе: отсутствие взаимодействия пасечников с аграриями, введение налога на реализацию меда (с определенного объема), трудности с выбором места для пасеки (ввиду необходимости получать согласие многих соседей), бюрократические рогатки на пути завоза в Беларусь пчел миролюбивых пород, ввоз меда из-за границы, приводящий к сокращению пчелосемей в стране, и низкое качество привозного продукта, отсутствие зоотехников-пчеловодов в районных службах, старение специалистов-пасечников.
В ряду этих проблем и вывоз ульев в лес в период медосбора. Акт, по логике, взаимовыгодный: пчелы собирают нектар, одновременно опыляя цветы, деревья, кусты. Без этого опыления снижается урожай семян, плодов, ягод, деревья и кустарники хуже растут, хиреет, беднеет весь лес. Вот почему, и об этом говорится в статье, в некоторых странах пасечникам даже платят за то, что они вывозят свои улья в поля и леса.
В нашей стране законодательно установлено, что вывоз ульев в леса — процедура платная. Вот тут-то и допустил досадные неточности наш корреспондент, введенный в заблуждение самими пчеловодами, которые посчитали, что  Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан” отменяется плата за вывоз ульев в лес. При этом в введении такой оплаты ошибочно обвинялось Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. Кроме того, по технической причине был неправильно назван номер указа главы государства.
Редакция “Народной газеты” приносит свои извинения Министерству лесного хозяйства и сообщает, что автор статьи, который не проверил фактический материал, наказан.
А помочь нашим читателям и всем пчеловодам страны разобраться, как же правильно толковать указ главы государства, в котором упоминается лесной билет и акт вывоза ульев в лес, и какие документы регламентируют отношения граждан с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, редакция попросила Министерство юстиции Республики Беларусь. Мы благодарны его руководству и сотрудникам, которые не оставили нашу просьбу без внимания и прислали следующее разъяснение, подготовленное ведущим специалистом управления правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности Анной Николаевной Шпак:
“Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы использования лесных ресурсов, является Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — Кодекс). В соответствии со статьей 36 Кодекса размещение ульев и пасек  на участках лесного фонда относится к одному из видов лесопользования (лесных пользований) — побочному лесопользованию. Перечень видов побочного лесопользования утвержден постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20 марта 2001 г. № 4.
Согласно статьям 35, 92 Кодекса лесные пользования являются платными. К случаям, в которых лесные пользования гражданами осуществляются бесплатно, относится сбор для удовлетворения собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, древесных соков, мха, лесной подстилки и опавших листьев, участие в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях. Законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены иные льготы за лесные пользования.
Таким образом, размещение ульев и пасек не относится к лесным пользованиям, которые не требуют внесения платы.
Размер платы за размещение ульев и пасек определяется по таксам. Согласно статьям 13, 93 Кодекса таксы за побочные лесные пользования устанавливаются областными исполнительными и распорядительными органами.
Размещение ульев и пасек на участках лесного фонда осуществляется на основании лесного билета, выдаваемого юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.
К юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, согласно статье 21 Кодекса относятся лесхозы Министерства лесного хозяйства, лесхозы и лесничества Министерства обороны, экспериментальные лесные базы Национальной академии наук Беларуси, учебно-опытные лесхозы Министерства образования, государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, лесохозяйственные организации Управления делами Президента Республики Беларусь, учреждение “Полесский государственный радиационно-экологический заповедник”, организации городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. № 446 “О некоторых вопросах совершенствования деятельности в сфере лесного хозяйства” право ведения лесного хозяйства предоставлено акционерному обществу “Витебскдрев”, в части выполнения лесохозяйственных мероприятий и лесных пользований на передаваемых этому акционерному обществу участках лесного фонда.
Пунктом 16.13 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан” (далее — Указ № 200), выдача лесного билета на право пользования участком лесного фонда (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек) предусматривается в качестве самостоятельной административной процедуры. Плата за осуществление названной административной процедуры не взимается.
Таким образом, следует различать плату за осуществление лесопользования (устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами) и плату за осуществление административной процедуры по выдаче лесного билета (не взимается согласно Указу № 200), на основании которого данное лесопользование реализуется.
Форма лесного билета, а также порядок его учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователям определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1276 “Об ут-
верждении перечня видов побочного лесопользования и Правил заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования”.

Редакция “Народной газеты”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter