Благодарность в пределах разумного

Представьте, в США ежегодно из-за врачебных ошибок погибает около 100 тысяч человек - больше, чем от убийств и самоубийств вместе взятых.
Представьте, в США ежегодно из-за врачебных ошибок погибает около 100 тысяч человек - больше, чем от убийств и самоубийств вместе взятых. У нас подобной статистики нет. Однако понятие "ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником" в УК имеется. И более того, по сведениям управления информации и общественных связей МВД, за 9 месяцев нынешнего года сотрудниками органов внутренних дел выявлено 7 таких фактов. Плюс 128 случаев взяточничества. Два этих криминальных явления в паре не случайно. Спросите любого пациента, что нужно, чтобы лечили надлежащим образом? Понятное дело: вступить с врачом в так называемые неформальные отношения, иначе говоря, отблагодарить. Речь, конечно, не о цветах и конфетах - об оплате "бесплатных" медицинских услуг по негласно установленному прейскуранту.

Впрочем, по большому счету, "криминальные разборки" между врачом и пациентом случаются редко. То есть дело редко выходит за рамки гражданского права. Сегодня интересы тех, кто имел неосторожность заболеть, охраняет закон о защите прав потребителей. И надо сказать, потребители все чаще предъявляют претензии к качеству медицинских услуг. Взыскать с государственной клиники возмещение, скажем, морального ущерба никому и в голову не приходит, но когда пациент становится официальным покупателем медицинских услуг, т.е. еще и клиентом, - совсем другой разговор. Ведь клиент, как известно, всегда прав. Казалось бы: если вам пытаются доказать обратное, смело обращайтесь в суд.

Однако не все так однозначно, считает юрист Минского общества потребителей Алеся Мойсейчик. Само понятие "публичное разбирательство" явно противоречит природе среднестатистического белоруса: до суда, по наблюдениям сотрудников МОП, дело доходит в одном случае из десяти. Если клиент "продвинутый" и свои претензии основывает на букве закона с помощью доказательств, подсказанных грамотным юристом, потенциальный ответчик, как правило, предпочитает пойти на попятную и вопрос решается полюбовно. Вот только найти убедительные аргументы в пользу пациента защитникам потребительских прав удается далеко не всегда. Причем по причине достаточно банальной: порой даже документа об оплате медицинской услуги, подтверждающего факт знакомства клиента с данным конкретным лечебным заведением, у "жертв" медицины не оказывается. Одни такие "бумажки" в принципе не хранят, другие и вовсе не требуют.

- Оформлением медицинской карточки пациенты тоже интересуются в последнюю очередь, а то и вообще в нее не заглядывают, - говорит Алеся Мойсейчик. - А ведь в этой карточке содержится довольно ценная информация: в каком состоянии поступил больной в клинику или медицинский центр, какие услуги ему оказаны и т.д. Зачастую подобная документация ведется крайне небрежно. У нас бывали случаи, когда, простите, дату визита пациента выставляли задним числом. А больной об этом ни сном ни духом. Больше всего претензий к стоматологам и косметологам. И все же по сравнению с количеством судебных разбирательств по искам, в которых фигурируют некачественные товары, работы и услуги так называемого народного потребления, число "медицинских" судебных прецедентов - капля в море. Медицина - особая сфера, где тесно переплетены правовые и этические нормы. Определить меру вины врача в случае ухудшения здоровья пациента крайне трудно. Поэтому такие дела обычно рассматриваются долго, и нередко - в основном из-за отсутствия доказательств неправоты медиков - решение выносится не в пользу истца. Чаще всего до суда доходят дела, требующие тщательной профессиональной экспертизы. Но даже если неудачливый пациент и выходит из зала суда победителем, он может рассчитывать на возмещение морального ущерба в размере ну максимум 500 - 600 тысяч рублей. Нервов ему потреплют на куда большую сумму...

И еще один любопытный нюанс. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу в роли специалистов-консультантов по "делам врачей" зачастую выступают такие же врачи-практики. Интересно, какой медик, пусть он хоть трижды профессионал, даст объективные показания против коллеги? Тем более что завтра, не исключено, на месте ответчика окажется он сам. Во всяком случае, главный врач 3-й городской клинической больницы Минска Владимир Комар в роли такого эксперта себя однозначно не представляет

: - Поймите, существуют стандарты лечения того или иного заболевания. И вот представьте: врач им следует, ставит верный диагноз, назначает нужное лечение, а состояние больного ухудшается. Виноват медик? Тогда скажите, в чем он ошибся? Вопрос очень щепетильный. Сомневаюсь, что есть врачи, которые преследуют цель - навредить больному. Причина в другом: не бывает на свете двух одинаковых людей, каждый организм индивидуален и воспринимает одно и то же лекарство по-своему. У одного пациента способность сопротивляться болезни сильнее, у другого - слабее. Как за это судить врачей, которые, я твердо в этом убежден, в большинстве случаев делают для больного все, что могут? Назначать экспертом рядового врача, когда дело доходит до суда, по меньшей мере неэтично. Нужна по-настоящему независимая экспертиза, основанная на выводах профессионалов высокого класса, авторитетных специалистов.

Что касается формулы "как отблагодаришь, так и полечат", то мнение Владимира Комара на этот счет таково: благодарность, которая не выходит за рамки разумного, - право каждого пациента. Важно только - и медикам, и пациентам - не путать благодарность с вымогательством. Тут, убежден Владимир Аркадьевич, все просто: если врач начинает лечение с ультиматума "лечиться будем по факту оплаты" - ему не место в клинике.

Недавно Минздрав утвердил целый перечень мероприятий по предупреждению коррупции в медицинских кругах. Отныне каждый руководитель-медик, устраиваясь на работу, подписывает обязательство "оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства" не выполнять, подарки ("за исключением символических знаков внимания и символических сувениров") не принимать, "счета в иностранных банках" не иметь. Кроме того, прежде чем занять ту или иную должность, врачу придется представить "декларацию о доходах и имуществе, в том числе полученных за границей". Оценивать появление этого документа можно по-разному. В самом деле, сколько можно платить за бесплатные медицинские услуги? Что делать с признательностью - добродетелью, которая, как кто-то подметил, проявляется чаще до, чем после? Возможно, одним - просто не торопиться с ее выражением, а другим - помнить, что мера благодарности прейскурантом не определяется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter