Мастер из Жлобина Анна Донец создает живые скульптуры

Блеск идей

Анна Донец — одна из самых известных отечественных создателей живых статуй. Художественные краски, рыболовные снасти, стройматериалы — автор рассказала, что ей помогает воплощать необычные идеи в монументальную реальность.

Она — художник. И этим, пожалуй, все сказано. Но вот мне интересны детали: почему все-таки живые скульптуры? Не самый типичный вид искусства для белорусских широт. Собеседница задумывается буквально на пару секунд:

Анна Донец со Шляпником и Коломбиной.
ФОТО КАТЕРИНЫ ТОРИКОВОЙ 
— Творчество — от семьи. Папа, работая механиком, одновременно был настоящим мастером кузнечных дел. Мама все свободное время посвящала народным песням и вышивке. У меня же была страсть к изобразительному искусству. Как итог — окончила художественное училище, преподавала в жлобинской арт-студии «Смородина», работала художником-оформителем, а также художником-дизайнером. Наступило время, когда занялась авторскими куклами. Вскоре появилась еще одна тема — театральные костюмы и перформансы. И тут я вдруг увидела в интернете фотографии одного из европейских фестивалей живой скульптуры. После этого в буквальном смысле загорелась. Тогда в Беларуси можно было по пальцам пересчитать таких мастеров.

За плечами десять лет увлекательного творческого марафона в стиле уличного бронзового костюма и пантомимы. В багаже — более 20 образов. В мировой базе живых скульптур можно увидеть работы Анны Донец. Самые известные — Художник, Коломбина, Менестрель.

— Для меня каждый образ дорог, — говорит она. — Ничего и никогда не делаю просто так. Не люблю повторяться. Год могу вынашивать, сделать массу зарисовок. А потом щелк, и готово: образ сложился до мельчайших деталей. Моя первая работа — ангел ­Серафим, пламенный, огненный. Крылья, костюм и грим примерил на себя сын. Потом появилась идея создать средневекового Художника. Вот кто «сложился» не сразу. Самым трудным оказалось найти… гармоничный вариант головного убора. А в итоге творческих мук две отличные находки — берет с локонами и цилиндр. В берете он — Художник, а в цилиндре — Шляпник.

Наконец добираемся до тонкостей создания героев в бронзе. Задаю обывательские вопросы: тяжел ли такой костюмчик, сколько нужно краски и клея, по зубам ли он моли… Мастер переводит меня на другой уровень разговора. Конечно, тяжел. Моли не боится. Но это не просто костюм. Подобные работы приравнивают к произведению искусства. Мельчайшие штрихи — сумочка, складка, туфельки, бант — доведены до совершенства. Анна не скрывает, что у каждого художника — свои фишки. Для того чтобы задуманный костюм получился, в ход идет все:

— Грунтуешь, тонируешь, красишь. Материалов уходит очень много. Недостаточно облить, пропитать, как думают многие. Чтобы придать форму и закрепить ее, изготавливается много конструкций, модулей, манекенов. Материалы ищешь везде: и в магазинах рыболовных снастей, и в строймаркетах. Порой надо феном просушить, чтобы оттенок сохранился, чтобы каждая складочка лежала в нужном направлении. А еще предусмотреть, как поведет себя костюм во время выступления. Это тоже важно. Опять же грим артиста имеет большое значение. И здесь также не должно быть промахов.

— Кстати, о работе статуей — сами выступаете или есть помощники-модели?

— Есть помощники. У нас творческая команда. Но иногда выступаю сама. И это непередаваемое чувство! То, как публика воспринимает образ, рождает бурю эмоций.

Герои Анны побывали на многих международных фестивалях ближнего и дальнего зарубежья. Последний форум — Всемирный чемпионат живых статуй в Нидерландах, где Анна была единственной представительницей Беларуси.

КСТАТИ

Жанр живых статуй родом из Латинской Америки. Начиная с 1996 года в последние выходные сентября в Нидерландах в городе Арнем проходит Всемирный чемпионат живых статуй (World Living Statues Festival Arnhem). Победу присуждает компетентное жюри, оценки выставляются по многим критериям: актерское мастерство, оригинальность образа, взаимодействие с публикой, костюм, использование реквизита и сценическое обаяние.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter