В Новом драматическом театре состоялась премьера мелодрамы «Жанна»

Бизнесвумен по имени Жанна

Творчество популярного российского драматурга Ярославы Пулинович у нас хорошо известно. В театре имени Я. Купалы идет спектакль по ее пьесе “Земля Эльзы”, где свою последнюю роль сыграл народный артист Беларуси Николай Кириченко. В Новом драматическом по-прежнему собирает аншлаги постановка “Как я стал...”. Фильм “Я не вернусь” по сценарию Пулинович — одна из самых заметных работ киностудии “Беларусьфильм” за последнее время, осуществленная в копродукции. Теперь произведений популярного автора, поставленных в Беларуси, стало больше: Новый драматический театр представил премьеру по пьесе Ярославы Пулинович “Жанна” в постановке главного режиссера Сергея Куликовского.

Жанр спектакля обозначен как “кино для взрослых”. Забегая вперед, скажем, что зрителя здесь действительно ждет немало фривольных сцен. Однако это не просто очередная театральная “клубничка”. Настроению “Жанны” больше подходит рефрен из лирической советской песенки: “Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — я одна...”.
Фото Дениса Малышица


“Жанна” — совсем не комедия, хотя зритель на спектакле часто смеется. Но это скорее смех сквозь слезы. Возможно, даже защитная психологическая реакция организма. Уж слишком стальной, непробиваемый характер являют нам драматург и режиссер. Это история одиночества, поиска любви взрослой состоявшейся женщины Жанны Георгиевны, у которой бизнес состоялся, а вот “с личным — привет!”. Логично, что с такими предлагаемыми обстоятельствами велико искушение представить историю пробуждения человеческой души, ее полет — если не над гнездом кукушки, то уж из тьмы к свету точно. По такому незамысловатому лекалу кроятся многие современные мелодрамы. Но Пулинович не идет по этому пути. В финале Жанна Георгиевна остается такой же непреклонной, как и в начале. Никаких внутренних изменений с ней не происходит, ценности у нее прежние. Может быть, она стала даже жестче. В какой-то момент кажется, что, протянув руку помощи своему возлюбленному Андрею в сложной житейской ситуации (вложив деньги в долевое строительство, он остался без них и жилья с женой и грудным младенцем), она встала на путь прощения. Но не тут-то было. Такие, как Жанна Георгиевна, сформировавшиеся в 1990-е и тогда же почувствовавшие вкус денег, уверенные, что все в нашем мире продается и покупается (это только вопрос цены), уже не изменятся. Раньше людей ковали партия и комсомол, сегодня из них выхолащивает душу бизнес.

Актриса Наталья Капитонова играет Жанну точно и уверенно, выдавая массу психологических оттенков. Лучшая ее сцена — монолог героини на кладбище перед могилой отца. Поначалу кажется, что слезы Жанны — это слезы очищения, сентиментального порыва, но после оказывается, что это сладкие слезы мщения. Отец ушел из семьи, бросив жену и маленькую дочку, материально не помогал и в конце концов спился... Поэтому спустя годы героиня, приходя к нему на могилу, испытывает сладостное удовлетворение: “Плохо у тебя с памятью, папочка. Лежишь там? Мягко тебе лежать в моем гробике? Гробик я тебе, папочка, дубовый заказала, дорогой, бархатом обшитый. Сама лично подушечку под голову подложила, чтобы мягко тебе спалось. В костюм тебя переодела, фирменный, у тебя такого костюма, папочка, никогда в жизни не было... А у меня все хорошо, папочка! У меня сеть магазинов, у меня огромная квартира, у меня дача за городом в три этажа! А что — могу себе позволить! Сейчас вот дом в Италии купить хочу. Мебель у меня, папочка, в квартире вся на заказ, все из натуральных пород, все в цвет, все в тон!”

Испытываешь некоторое смущение от такой исповеди, однако сцена действительно сильная. И откровенность Жанны в этом монологе, возможно, кого-то и шокирует, но уж слишком все это похоже на узнаваемые сюжеты и семейные драмы из российской программы “Пусть говорят”. Мне еще почему-то вспомнился монолог проститутки Таньки Зайцевой из фильма Петра Тодоровского “Интердевочка”, когда она приходит к своему отцу. Того самого, который начинался словами: “Давай выпьем твоего вонючего пойла...”

Еще один оригинальный ход режиссера Куликовского — несостоявшегося любовника героини, ее возрастного делового партнера, невероятно занудного Виталия Аркадьевича играют сразу три актера: Сергей Толстиков, Валерий Глазков и Сергей Широчин. Сцена их свидания с алкоголем получилась очень живой и оригинальной. Прочесть такой ход можно по-разному. Все современные мужчины для Жанны на одно лицо. Или — такая мизансцена после подписания успешного договора разыгрывалась в ее роскошной двухэтажной квартире не один раз. В общем, в любом случае интерес к жизни она потеряла после того, как от нее ушел молодой возлюбленный Андрей.

— Для меня Жанна — это современная Медея, — поясняет свой замысел режиссер спектакля Сергей Куликовский. — И это, конечно, современная трагедия о потери личностного “я”, замене его какими-то внешними материальными осязаемыми вещами — шмотками, деньгами, заграничными поездками, успешными контрактами. Несмотря на все это благополучие, Жанна — несчастный человек, и другой она уже не станет. И по-другому жить не может и не хочет. Единственный шанс на спасение у нее был связан с Андреем, но и тот ее предал. В какой-то момент она становится на путь морального истребления... Мне хотелось бы, чтобы зритель воспринимал нашу историю комплексно, ведь в ней важны все элементы — хореография, видео, музыка. Может, я еще никогда не ставил на сцене Нового драматического театра такого сложносочиненного спектакля именно с технологической точки зрения. Безупречно работают наши службы, они помогли мне воплотить все мои идеи, чему я очень рад. Мы сработали как настоящая театральная команда.

Много чем еще привлечет публику спектакль Сергея Куликовского. Здесь есть настоящий мужской стриптиз от Эрика Абрамовича и Андрея Бибикова. Звучит песня любимой певицы героини Аллы Пугачевой “Мадам Брошкина”. Возникает даже Майкл Джексон с трогательным хореографическим этюдом. В совершенно неожиданный момент появляется дуэт “Тату” и поет свою знаменитую песню “Покажи мне любовь”. Куликовский смело заходит на территорию поп-культуры, жонглирует ее клише и стереотипами, тонко иронизируя над нашими представлениями о богатой жизни. Но “богатые тоже плачут”, и, несмотря на некоторую избитость этой темы, в спектакле чувствуются новый авторский взгляд на нее и новое дыхание. Рок и фатум, которые незримо присутствуют в этой истории, детские травмы, комплекс Электры превратили душу Жанны в выжженное пятно боли. И чем громче гремит музыка, чем больше оголенной плоти, тем выше градус нарастающего отчаяния. Но однажды ступив на путь мщения, от него уже невозможно отказаться. И Жанна будет мстить. Мстить бесповоротно и страшно. Ломая не только судьбу Андрея, но и судьбы его жены и маленького ребенка.

Визуальный коктейль “Жанны”, серьезность темы пробирают до мурашек, заставляют задуматься о цене, которую мы готовы заплатить за свой комфорт и успешную карьеру. Ближе к финалу спектакль перерастает из мелодрамы в настоящую социальную драму, а этот жанр очень редок на белорусской сцене. Тем он нам и ценен.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

Премьера спектакля “Земля Эльзы” по пьесе Ярославы Пулинович прошла в Тульском академическом театре драмы. В московской “Школе современной пьесы” художественный руководитель Иосиф Райхельгауз также анонсировал спектакль по произведению Пулинович “Тот самый день” в постановке Олега Долина.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter