Павел Попко: «Западные компании предпочитают игнорировать санкции»

Бизнесу санкции до лампочки

С начала года Литва импортировала белорусских товаров примерно на 800 миллионов долларов — на 50 процентов больше, чем в 2020-м. Новость кажется невероятной, учитывая официальную позицию литовских властей. Они в рядах первых призывали к санкциям против нас, обвиняли Минск в организации нелегальной переброски мигрантов, вводили запрет на транзит калийных удобрений и т. д. Даже заставили Киев отказаться от закупок электроэнергии с БелАЭС. Сами при этом ведут двойную игру.


Одним из факторов увеличения импорта наших товаров можно назвать рост цен на сырье. В первом полугодии 2020-го они упали, а в 2021-м, наоборот, резко выросли. Это положительно повлияло на скачок стоимости отечественных товаров. Кроме того, литовские компании еще до введения санкций подстраховались и в значительных объемах закупали товары, пока поставки некоторых не были прерваны.

С другой стороны, весомой причиной увеличения импорта белорусских товаров стала независимость литовского бизнеса от правительственного вмешательства. По индексу экономической свободы Литва занимает 8-е место среди 165 государств. А так как решение аппарата Науседы о введении санкций имеет только политический подтекст, то бизнес, играя по своим законам, предпочел их игнорировать. Увеличение продаж наших товаров — явное проявление слабости политического руководства Литвы, его бессилия и доказательство того, что литовский бизнес зависит от белорусских партнеров и нашей продукции.

Литовцы признают, что стабильным спросом пользуется белорусское продовольствие, а главным бенефициаром этого года стали пиломатериалы и изделия из древесины. Наши бренды и упаковка настолько узнаваемы, что отказаться от их реализации для многих литовских предпринимателей подобно экономическому самоубийству, тем более что они несильно зависят от санкционного давления со стороны заграничных инициаторов экономических запретов.

Приближается зима. Европу накрывает энергетический кризис. Ладно, европейские политики. Они не пропадут. Как быть пенсионерам, инвалидам, многодетным? Цены на газ, уголь ставят мировые рекорды. А дешевой альтернативы — сжиженного газа из США — для тамошнего потребителя на европейских рынках попросту нет. Он поставлялся в Китай и другие страны Азии, но по более высоким ценам. Что делает Литва? Активно закупает электроэнергию с БелАЭС. А чтобы не признаваться открыто перед всем миром в своей слабости и пустословии, литовские политики придумали многоходовочку: электроэнергию по документам оформляют как импорт через Латвию, но физически в Литву она заходит из Беларуси. В начале октября первый блок БелАЭС вышел на полную мощность — 1170 МВт. Резко выросли поставки электроэнергии в Литву. Максимальный показатель отмечался 19 октября: 814 МВт в час белорусской электроэнергии уходило соседям. Очевидно, объемы значительны и сейчас.

Именно электроэнергия принесла нам самую большую прибыль в торговле с Литвой. В январе — августе Вильнюс заплатил за белорусское электричество 132,6 миллиона евро, что примерно на 46 миллионов евро больше, чем за весь 2020 год. Та самая электроэнергия, от которой представители прибалтийских элит уговаривали партнеров отгородиться железным занавесом после запуска БелАЭС.

Законы рынка не загонишь под санкции. Тем, кто все же будет пытаться, жизнь даст по сопатке. Именно так и случилось с прибалтийскими политиками-популистами. Литовским партнерам остается порекомендовать запасаться нашими качественными товарами, которые лучше и дешевле. Главное, чтобы Литве, находящейся под заокеанской плеткой, не пришлось додушить национальное в угоду интересам своих европейских и американских кураторов.

Павел ПОПКО, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter