Универсал повышенной проходимости Lada Kalina Cross уступает серьезным внедорожникам только в цене. Фото: Владимир КОРОБИЦЫН
НАШЕ – НЕ ХУЖЕ!
Одна из острых тем форума – как преодолеть кризис. И здесь важную роль отводят регионам. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев считает, что межрегиональное взаимодействие помогает устоять во время шторма мировых рынков:
– Экономика и двусторонняя торговля сейчас переживают не лучшие времена. Но предприятия наших стран постепенно адаптируются к новым вызовам, производственные цепочки оживают, развиваются совместные проекты и программы.
Затронули и проблему импортозамещения.
Юрий Неелов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике:
– Импортозамещение идет полным ходом, но не все еще решено. Пока нет ни одного агрегата, где бы на 100 процентов были наши комплектующие.
По статистике Торгово-промышленной палаты, только для замены комплектующих, ранее поступавших в Россию из-за границы, российским промышленникам придется наладить производство более 800 наименований высокотехнологичной продукции. И все это в кратчайшие сроки – до 2018 года.
Министр промышленности Беларуси Виталий Вовк предложил выработать единую программу по созданию аналогов импорта:
– Более 50 процентов белорусских предприятий сотрудничают с Россией. У всех участников кооперации есть прямой экономический интерес. В том числе для экспорта продукции в третьи страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВАКУУМ
Президент российской Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин не понаслышке знает о сотрудничестве регионов России и Беларуси. С помощью региональных отделений ТПП белорусский бизнес протаптывал себе дорогу на российских просторах.
– Надо сказать, что российско-белорусское сотрудничество на региональном уровне является примером, который нужно всесторонне продвигать, – отметил Сергей Катырин.
Его поддержал белорусский коллега Михаил Мятликов, который признался, что бизнес стремится выйти на новый уровень промышленной кооперации.
Вместе с тем полностью реализовать имеющийся потенциал деловые круги пока не могут. Часто инвесторам не удается быстро найти деловых партнеров, особенно в машиностроительной сфере. Чтобы исправить ситуацию, представители палат решили пересмотреть существующую систему информационного обмена между ТПП, предприятиями и инвесторами.
Коллег поддержал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров:
– Мы создадим равные условия для доступа бизнеса на рынки друг друга. Для этого проведем анализ и корректировку нормативных актов России и Беларуси, предусматривающих меры поддержки для своих производителей.
К ЕДИНОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
На форуме не раз подчеркивалось, что странам нужно работать над сближением национальных законодательств. Всего нужно привести в порядок около тысячи законов. Это поможет запустить совместные инвестиционные проекты, создать современные предприятия и холдинги, сформировать четкие правила игры для малого и среднего бизнеса.
Две страны за долгое время накопили огромный массив нормативно-правовых актов, но положения этих документов не всегда сочетаются друг с другом. Сегодня, к примеру, в России деятельность региональных и местных органов власти регламентируют федеральный закон «О промышленной политике в РФ» и госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В Беларуси основополагающим документом в этой сфере является «Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года».
Белорусский пармезан вне конкуренции
Татьяна МОСКАЛЬКОВА, Председатель Комиссии ПС по законодательству и Регламенту:
– Такие форумы имеют большое значение для развития экономики, особенно в условиях санкций, открывших нам новые возможности для развития своей промышленности и выполнения задач импортозамещения.
Татьяна Москалькова оценила: обувь у наших производителей тоже достойная!
Фото: Владимир КОРОБИЦЫН
Сегодня 50 процентов продукции Беларусь поставляет в Россию. На мой взгляд, этого мало: Россия может закупать здесь больше продуктов, чем у других государств. Белорусские продукты, техника качественнее. Не всегда дешевле, чем, например, китайского производства, но долговечнее и дешевле в ремонте.
Если говорить о ярмарке белорусских товаров, мы увидели качественную мясо-молочную продукцию, совершенно уникальные сыры. Например, пармезан на вкус лучше импортных!
Не могу не сказать о законодательной базе Союзного государства. Практически все двусторонние соглашения между Беларусью и Россией, касающиеся промышленной кооперации, развития сельского хозяйства, научной отрасли и образования, работают.
Но мы пошли дальше: от двусторонних отношений перешли к программам Союзного государства.
К сожалению, действующий порядок утверждения программ не отвечает вызовам сегодняшнего дня: он долгосрочен и тяжеловесен. Судите сами: сначала программа выбирается по конкурсу, затем к ней разрабатывается концепция. Она поступает в Совет Министров Союзного государства и рассылается экспертам, которые дают заключение. Когда документ пройдет все этапы согласования, программа нередко теряет актуальность.
В проекте нового постановления система согласований упрощена. Это позволит нам выйти на конкретный результат – принимать союзные программы быстро и своевременно.
МНЕНИЯ
Вместе – на рынки третьих стран
Игорь ПЕТРИШЕНКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации:
– Первый форум был посвящен продовольственной безопасности Союзного государства. Второй – промышленной политике. Мы рассчитываем, что он еще больше поднимет уровень нашего регионального сотрудничества.
Для этого нужно поддержать своих производителей в продвижении нашей продукции на рынки третьих стран. Я имею в виду экспортную поддержку, сервисное обслуживание, финансовые механизмы, выстраивание логистики, гарантийное сервисное обслуживание.
«Патриотов» – на дороги
Степан КИРИЧУК, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики:
– Не так давно Президенты России и Беларуси поставили перед нами задачу научиться выпускать конкурентоспособную на международных рынках продукцию. От второго форума ожидаем рывка в этом направлении.
Очень хочу, чтобы российские уазики «Патриот» бегали по белорусским дорогам, а белорусские комбайны убирали хлеб в России. Чтобы мы не на зарубежных лифтах поднимались и спускались, а на прекрасных могилевских. Чтобы на белорусских «МАЗах» работали двигатели петербургской «Звезды».
Не нужно швейцарский сыр замещать белорусским. Но надо так поднять качество отечественной продукции, чтобы с прилавков сметали наши сыры, а не заморские.
Дмитрий НЕРАТОВ, Наталья ДОЛГУШИНА