Бизнес заслуживает доверия
16.09.2009
Вчера проект указа «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» рассматривался Президиумом Совета Министров совместно с коллегией Администрации Президента и коллегией КГК. Документ содержит несколько принципиальных новшеств. Прежде всего определен четкий перечень контролирующих и надзорных органов. Он не может быть расширен. Также исчерпывающе определены сферы контроля каждого органа. Таким образом устраняется почва для возможных злоупотреблений со стороны проверяющих.
Еще одно важное новшество: все новые предприятия не будут проверяться в течение двух лет со дня их регистрации. Правда, полной бесконтрольности государство не допустит. По словам заместителя Премьер–министра Андрея Кобякова, проект указа предусматривает исключения. Новый бизнес может быть проверен. Однако лишь в том случае если есть достоверные сведения о нарушениях.
В проекте указа привлекает внимание и градация рисков, которая будет определять частоту проверок. Если предприятие относится к группе с высокой степенью риска (согласно прописанным в документе критериям), оно может проверяться раз в год. Предприятия со средней степенью риска — не чаще чем раз в 3 года. С низкой — максимум раз в 5 лет. По мнению Андрея Кобякова, такая система будет стимулировать руководителей предприятий стремиться работать прозрачно и порядочно, чтобы попасть в среднюю или низкую группу риска. Вице–премьер объяснил, что информация обо всех группах будет собрана в специальной базе данных, сведения из нее будут доступны субъектам хозяйствования.
Проект указа также усиливает ответственность должностных лиц госорганов за необоснованные проверки. Эта норма, безусловно, в пользу бизнеса. Как и следующая: «предусматривается освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности при незначительных нарушениях и в случае их своевременного устранения».
Прямая речь
Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков:
— Изменяются принципы работы контролирующих органов. Главенствующей становится аналитическая деятельность, а не массовые выходы в организации для проведения примитивных облав по принципу: «хоть что–нибудь, да найдется». Проектом указа предусматривается создание гибкой и необременительной для бизнеса системы контроля и надзора, которая в то же время будет обеспечивать экономическую безопасность государства, безопасность людей и окружающей среды... Принципиально новые подходы, которые устанавливаются документом, в совокупности направлены на снижение контрольной нагрузки.
Компетентно
Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин:
— Проект указа очень прогрессивный. Он направлен на раскрепощение инициативы бизнеса и директоров. Это особенно необходимо сейчас.
Разумеется, абсолютно идеальных документов, которые бы устроили всех, не бывает. У бизнес–сообщества были вопросы по некоторым нормам. Так, на наш взгляд, не вполне оправданно относить всю розничную торговлю и сферу услуг к группе субъектов хозяйствования с высокой степенью риска. Дискуссия возникла и вокруг запрета для собственников предприятий, ликвидированных за грубые нарушения законодательства, открывать в течение трех лет новый бизнес. Получается, под эту норму могут подпасть все собственники, в том числе мелкие акционеры ОАО. Но ведь не они формируют политику предприятия. Справедливо ли их наказывать?
Озвученные нами предложения, полагаем, будут учтены. Однако, еще раз подчеркну, даже в нынешней редакции проект указа — прогрессивный, нужный для бизнеса документ.