Бизнес заслуживает доверия

Вчера проект указа «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» рассматривался Президиумом Совета Министров совместно с коллегией Администрации Президента и коллегией КГК...

В конце прошлого года Президент подписал указ, который приостановил проверки бизнеса. Причиной послужили многократные жалобы от предприятий и предпринимателей на контролирующие органы. Потеря времени, сил, средств, упущенная выгода, а иногда даже финансовый крах — такими последствиями для предприятий оборачивались многочисленные и часто беспорядочные ревизии. Наложив на них мораторий, Президент поручил разработать новый документ, который бы четко регулировал деятельность проверяющих. Главная задача: контроль не должен сковывать деловую инициативу, блокировать деятельность бизнеса.


Вчера проект указа «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» рассматривался Президиумом Совета Министров совместно с коллегией Администрации Президента и коллегией КГК. Документ содержит несколько принципиальных новшеств. Прежде всего определен четкий перечень контролирующих и надзорных органов. Он не может быть расширен. Также исчерпывающе определены сферы контроля каждого органа. Таким образом устраняется почва для возможных злоупотреблений со стороны проверяющих.


Еще одно важное новшество: все новые предприятия не будут проверяться в течение двух лет со дня их регистрации. Правда, полной бесконтрольности государство не допустит. По словам заместителя Премьер–министра Андрея Кобякова, проект указа предусматривает исключения. Новый бизнес может быть проверен. Однако лишь в том случае если есть достоверные сведения о нарушениях.


В проекте указа привлекает внимание и градация рисков, которая будет определять частоту проверок. Если предприятие относится к группе с высокой степенью риска (согласно прописанным в документе критериям), оно может проверяться раз в год. Предприятия со средней степенью риска — не чаще чем раз в 3 года. С низкой — максимум раз в 5 лет. По мнению Андрея Кобякова, такая система будет стимулировать руководителей предприятий стремиться работать прозрачно и порядочно, чтобы попасть в среднюю или низкую группу риска. Вице–премьер объяснил, что информация обо всех группах будет собрана в специальной базе данных, сведения из нее будут доступны субъектам хозяйствования.


Еще один интересный момент. Вместо рейдовых проверок вводятся внеплановые тематические проверки. При этом, как уточнил Андрей Кобяков, они могут проводиться только на автотрассах, торговых местах на рынках и объектах строительства. Но не чаще одного раза в месяц на конкретной территории.


Проект указа также усиливает ответственность должностных лиц госорганов за необоснованные проверки. Эта норма, безусловно, в пользу бизнеса. Как и следующая: «предусматривается освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности при незначительных нарушениях и в случае их своевременного устранения».


Прямая речь


Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков:


— Изменяются принципы работы контролирующих органов. Главенствующей становится аналитическая деятельность, а не массовые выходы в организации для проведения примитивных облав по принципу: «хоть что–нибудь, да найдется». Проектом указа предусматривается создание гибкой и необременительной для бизнеса системы контроля и надзора, которая в то же время будет обеспечивать экономическую безопасность государства, безопасность людей и окружающей среды... Принципиально новые подходы, которые устанавливаются документом, в совокупности направлены на снижение контрольной нагрузки.


Компетентно


Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин:


— Проект указа очень прогрессивный. Он направлен на раскрепощение инициативы бизнеса и директоров. Это особенно необходимо сейчас.


Разумеется, абсолютно идеальных документов, которые бы устроили всех, не бывает. У бизнес–сообщества были вопросы по некоторым нормам. Так, на наш взгляд, не вполне оправданно относить всю розничную торговлю и сферу услуг к группе субъектов хозяйствования с высокой степенью риска. Дискуссия возникла и вокруг запрета для собственников предприятий, ликвидированных за грубые нарушения законодательства, открывать в течение трех лет новый бизнес. Получается, под эту норму могут подпасть все собственники, в том числе мелкие акционеры ОАО. Но ведь не они формируют политику предприятия. Справедливо ли их наказывать?


Озвученные нами предложения, полагаем, будут учтены. Однако, еще раз подчеркну, даже в нынешней редакции проект указа — прогрессивный, нужный для бизнеса документ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter