Бизнес вне закона.

Как из безработных в одночасье получаются миллионеры.

Незабвенный великий комбинатор Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов изъятия денег у населения. Правда, получалось у него не все и не всегда, и сколько в итоге ему удалось заработать на своем таланте, история умалчивает. Известный в определенных кругах белорусский “правозащитник” оказался куда виртуознее своего литературного предшественника и решил не распыляться вхолостую. Ему хватило всего одного способа для обогащения.

В особо крупном размере

Руководитель незарегистрированного в Беларуси правозащитного центра “Весна” г-н Беляцкий долгие годы официально числился безработным, но был далеко не самым бедным человеком в Европе. Еще бы, ведь под благородной вывеской правозащитного центра исправно работал самый настоящий насос, выкачивающий зарубежные гранты для пресловутых демократических преобразований в Беларуси. Полученные доходы, ясное дело, нигде не декларировались, стало быть, и налоги с них платить никто не собирался. В итоге на личных счетах Беляцкого в литовских и польских банках правоохранители насчитали 560 тысяч евро. Ущерб государству от неуплаты налоговых платежей оценивается в 352 миллиона рублей, что на юридическом языке означает “особо крупный размер”.

Яблоки на березе

В оппозиционных кругах по обыкновению подняли гвалт: караул, наших бьют, власти опять прессингуют честных людей, отстаивающих идеалы демократии, добра и справедливости. В общем, делу сразу же попытались придать политический подтекст.
Ну, во-первых, политики здесь ровно столько, сколько яблок на березе в неурожайный год. Декларировать доходы, полученные из-за границы, а тем паче платить налоги — святая обязанность граждан во всех государствах.
За налоговые аферы зарубежная Фемида карает беспощадно, не спасают ни власть, ни деньги, ни всенародная любовь. В Китае, например, до недавнего времени за уклонение от уплаты налогов запросто можно было схлопотать “вышку”. В оплоте демократии США налоговые преступления наряду с убийством и изнасилованием относятся к разряду самых тяжких и общественно опасных. В европейских странах за уход от налогов на скамье подсудимых побывали известные политики, кинозвезды, именитые спортсмены. Повсеместный принцип для всех — неотвратимость наказания.
Так с какой же стати “правозащитник” Беляцкий возомнил себя исключением из правил и решил, что санитарка тетя Маня или рабочий завода дядя Ваня должны соблюдать налоговую дисциплину, а для него закон не писан?

Тайное и явное

Во-вторых, если уж говорить, что у этого дела есть обратная сторона, то она имеет морально-нравственную окраску. Ведь средства, полученные от иностранных доноров в качестве грантовой поддержки для белорусской демократии (то бишь оппозиции. — Е. К.), бедный, неимущий, но жутко предприимчивый “правозащитник”, не стесняясь, расходовал на личные нужды. Хватило и на ремонт квартиры, и на дачу в окрестностях столицы, и на закупку дорогой бытовой техники, и на регулярные заграничные туры. Пригодились в хозяйстве купленные на спонсорские средства автомобиль и велотренажер. Только разговоры по мобильному ежемесячно обходились в сотню долларов, естественно, тоже спонсорских. Перед иностранными донорами Беляцкий отчитывался формально: помимо кассовых чеков в ход шли и поддельные квитанции, и расписки от доверенных лиц. Благо главным бухгалтером в правозащитном центре, надо полагать, по чистой случайности работала жена Беляцкого, на которую официально оформили квартиру в Минске, дачу и другое имущество скромного защитника права.
В итоге получается, что тот обманывал не только государство, но и спонсоров, а также своих соратников по делу демократии, наивно полагавших, что все финансы расходуются по целевому назначению.
Впрочем, свои поймут и обижаться не станут. Подумаешь, оступился человек, с кем не бывает, а деньжат добродетели еще подкинут, всем хватит.
Вот только все тайное рано или поздно становится явным. И европейские налогоплательщики вряд ли будут в восторге, узнав, что сердобольные меценаты из их стран щедрой рукой наполняют чьи-то личные карманы, финансируют деятельность неких центров и структур, которых в Беларуси даже не существует. И все это в условиях, когда бюджеты многих государств ЕС трещат по швам, десятки тысяч недовольных ежедневно устраивают акции протеста, а будущее еврозоны находится под большим вопросом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter