Бизнес в креслах

Общеизвестно, что одним из приоритетов в деятельности правоохранительных органов является борьба с так называемыми должностными преступлениями.
Общеизвестно, что одним из приоритетов в деятельности правоохранительных органов является борьба с так называемыми должностными преступлениями. Это неудивительно, если учесть, например, что та же коррупция вполне способна разрушить изнутри любое государство, ведь "благодаря" ей подрывается авторитет власти, расцветает "теневая" экономика, увеличивается количество "сопутствующих" нарушений закона и т.д. Недаром известный русский юрист В.Ширяев писал в свое время: "Если массовое проявление общей преступности способно вызвать и породить общественную тревогу, то развитие и умножение должностных преступлений может быть рассматриваемо как общественные бедствия".

В этом контексте весьма показательно выглядят сразу несколько уголовных дел, оказавшихся в последнее время в поле зрения органов прокуратуры.

В частности, совсем недавно отделом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией прокуратуры Брестской области закончено предварительное расследование в отношении бывшего первого заместителя председателя Московского райисполкома Бреста Александра М. Как сообщили в пресс-центре республиканской Прокуратуры, М. уже предъявлено обвинение в том, что с февраля 1996-го по май 2000 года он, занимая ответственное служебное положение, злоупотребил доверием нескольких человек и завладел их деньгами на общую сумму 16.700 долларов США.

Сначала чиновник попросил якобы в долг 5 тысяч долларов у некоего Сураева (фамилии потерпевших изменены. - С. К.), пообещав ему исправно выплачивать проценты за пользование кредитом. Затем по аналогичной схеме получил 3 тысячи долларов у Лоденко. Так и не рассчитавшись с заимодавцами, через несколько лет нечистоплотный зампред поменял сценарий "финансовой экспроприации". Видимо, намекнув на свой особый профессиональный статус, Александр М. предложил приобрести по супернизкой цене прекрасную трехкомнатную квартиру доверчивому господину Королькову. Обрадованный потенциальный покупатель охотно расстался с собственными 8.700 долларами и стал готовиться к новоселью. Однако ни "льготной" квартиры, ни возврата денег так и не дождался. Так что теперь ему, как и двум другим товарищам по несчастью, остается надеяться только на суд, который должен с точки зрения закона оценить махинаторские способности бывшего брестского чиновника...

Республиканская Прокуратура санкционировала заключение под стражу ветврача Минского пограничного контрольного ветеринарного пункта. Доморощенный айболит легко согласился выдать индивидуальному предпринимателю фиктивные ветеринарные свидетельства на 50 партий кожи хромового дубления. Это было необходимо бизнесмену для оформления ввозных таможенных деклараций без реального импортирования в страну продукции. За свои фальшивки ветврач получил настоящие 2 тысячи долларов, но потратить их на себя, любимого, так и не успел.

Практически одновременно с "ветеринарной историей" теперь уже прокуратура Минска оформила свое согласие на заключение под стражу директора ЗАО "Универсам "Малиновка". Погорел он на том, что представил в один из филиалов Беларусбанка заведомо ложные документы, получил по ним кредит в сумме 324 миллиона рублей, а затем полностью и своевременно не погасил его. Забывчивость, жадность или что-то иное тому виной - предстоит выяснить следствию и суду.

Оказывается, иногда бес может попутать даже "настоящих полковников". К примеру, старший преподаватель Военной академии Г. на основном месте работы вряд ли мог удовлетворить сполна свои частнособственнические инстинкты - в конце концов, что можно взять с отнюдь не роскошествующих будущих офицеров. Однако товарищ подполковник в свободное от педагогической деятельности время председательствовал в ЖСК "Мечта". И эта "мечта" однажды сбылась: благосклонно разрешив одному из "обществ с дополнительной ответственностью" стать подрядчиком строительства жилого дома, офицер в качестве "благодарности" получил полторы тысячи долларов. Сейчас с взяточником разбирается Минская межгарнизонная военная прокуратура.

А вот Гродненский межгарнизонный военный суд уже определился с мерой наказания прапорщика-пограничника Абакумова, капитана милиции Чапли и водителя "скорой помощи" Выдры. Это трио, загрузив в микроавтобус "Фольксваген-Транспортер" 25 граждан Афганистана, пыталось нелегально переправить их через границу в Литву. Но белорусским "проводникам" вместе с их подопечными не повезло: в районе деревни Синевичи Гродненского района они были задержаны сотрудниками КГБ. В итоге пограничник приговорен к трем годам ограничения свободы, а его коллеги по незаконному промыслу - к трем с половиной годам лишения свободы...

Вообще, следует сказать, что впервые определение "должностное преступление" было использовано в 30-х годах прошлого века криминологом Эдвином Сатерлендом. Тогда он обозначил должностное преступление как "преступление, совершенное лицом почтенным и обладающим высоким социальным статусом благодаря занимаемой им должности". Сегодня же это определение несколько потеряло свою актуальность. Хотя бы потому, что использовать с максимальной личной выгодой свое служебное положение давно уже пытаются не только высокопоставленные чиновники, но и работники военкоматов, таможни, домоуправлений, преподаватели престижных вузов, автослесари и т.д. И что парадоксально, зачастую те же взятки даются не за нарушение закона должностным лицом, а наоборот - за исполнение им своих прямых служебных обязанностей. Эти факторы, несомненно, усложняют процесс выявления и обезвреживания разнообразных мздоимцев и аферистов. Однако рано или поздно большинству из них все равно приходится проводить самостоятельные практические испытания "коэффициента жесткости" скамьи подсудимых.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter