Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Работать в родном городе выгоднее». Как 29-летний парень ведет бизнес в Воложине

Бизнес-сальто на бревне

На стоянку подъехала отполированная до зеркального блеска черная «волга». Из нее, не заглушив двигатель, выпрыгнул энергичный парень, дав возможность прохожим рассмотреть сквозь неприкрытую дверь красный кожаный салон и радиоприемник с кнопками, названия которых складываются в непонятное слово ДДССУ – длинные волны, средние, ультракороткие. Так выглядела наша первая встреча с молодым воложинским бизнесменом Игорем Стаселовичем. В 18 лет он отреставрировал дедушкино авто, в 27 – стал владельцем лесопилки, в 29 – открыл СТО. А еще получает второе высшее, строит дом и пытается совмещать несовместимое.

Четыре часа в день – только на дорогу


Игорь – обычный парень. Окончил местную гимназию, поступил в частный вуз на юридическую специальность. В свободные от учебы дни подрабатывал у дяди – специалиста по электрике и сантехнике, который периодически брал племянника на заказы. Как только получил диплом, вернулся в родной Воложин:

– Оставаться в Минске не захотел: там слишком людно и шумно. Кроме всего, неоправданно много времени уходит на дорогу. Как-то подсчитал, что каждый день у меня выпадало из жизни четыре часа: два уходило на то, чтобы добраться до института и обратно, и еще два – чтобы съездить на тренировку (я несколько лет занимался кикбоксингом).

Воложинские зарплаты Игоря тоже не смущали:

– Знаю многих ребят, кто уехал в Минск. И действительно, получают они больше, но отминусуйте стоимость оплаты съемной квартиры, проезда – и окажется, что работать в родном городе или поселке было бы выгоднее. И если в мегаполисе, вернувшись поздно вечером в арендованную квартиру, ты способен только лежать, потому что больше сил ни на что нет, то здесь у тебя остается еще минимум полдня, за которые можно успеть очень многое.

А кто из вас директор?


Окончив вуз, Игорь работал с отцом, пока полтора года назад на пару с приятелем не купил лесопилку, рассудив, что бревна для заборов, крыш, стропил и беседок будут нужны всегда. Сейчас признает, что сделка была чистой воды авантюрой, ведь он мало что понимал в этой сфере:

– «Контрольный пакет акций» стоил около 3000 долларов в эквиваленте. За эти деньги мы с товарищем арендовали территорию бывшего свинокомплекса (в одной из построек до сих пор сохранился бассейн для скота) и приобрели ленточную пилораму белорусского производства – самую лучшую из дешевых. Затем закупили материалы – и начали работать.

Со стороны кажется, что распилить еловое или сосновое бревно (эти виды деревьев самые востребованные у покупателей) не так сложно. Но это только в теории:

– Я ходил вокруг станка два дня – не знал, как к нему подступиться. Но со временем всему научился и сейчас тружусь наравне с другими сотрудниками. Если бы вы приехали на лесопилку без предупреждения, то даже бы не поняли, кто из нас директор. Я немногим отличаюсь от работников: в кепке, шортах, так же пилю, гружу, ношу.

Приятель, с которым Игорь начинал бизнес, «отпал», а наш герой, наоборот, втянулся: постиг все тонкости процесса, завел постоянных клиентов. Вот только с работниками беда:

– За полтора года через лесопилку прошли 15 человек, а задержались в итоге двое. Что не так с остальными? Пьянствуют. Когда нет денег – работают, когда появляются деньги – пропадают. Со временем нашел «своих» людей. Вот, знакомьтесь, это Вася, – подводит бизнесмен к бородатому парню в рабочем комбинезоне. – В свои 24 – многодетный отец: два сына-близнеца, а на днях еще и дочка родилась. Вот мне бы еще два таких Васи – и можно горы сворачивать.

Главный минус лесопилки в том, что в этом деле очень многое зависит от внешних обстоятельств:


– Бизнесмену нужно быть готовым к убыткам. Например, если распиленное дерево быстро не продать, оно синеет и теряет товарный вид. Или еще нюанс: сейчас весь лес покупается онлайн, через Белорусскую универсальную товарную биржу. И ты не можешь увидеть своими глазами, что в итоге получишь. Случается, купишь бревно, начинаешь пилить, а внутри труха. Вырезаешь сгнившую часть – и вместо одной шестиметровой доски получаешь две двухметровые. А кто их возьмет? Разве что кому-нибудь на забор понадобятся.

Тем не менее, Игорь не жалеет, что ввязался в эту бизнес-авантюру:

– А бывает где-то легче? Легко только на диване лежать, а работать всегда непросто.

Не могу перестать думать


Пару месяцев назад, помимо ЧТУП «Стаселович» (такое название официально носит лесопилка), у Игоря появилось еще одно детище – ИП «Стаселович ИИ», станция технического обслуживания. Огромный гараж, в котором без проблем помещаются и микроавтобус, и даже фура, строили на пару с отцом: одну только яму вручную рыли три недели.

СТО выполняет все виды работ, разве что кузова не красит. Как поясняет Игорь, это отдельный вид бизнеса:

– Работаем всего второй месяц, но клиенты уже есть. Вы на какой маршрутке из Минска ехали? – и, узнав название службы, продолжает: – Вот, они тоже у нас обслуживаются.

В машинах Игорь разбирается. Еще бы, ведь он с помощью отца отреставрировал «волгу» 1965 года выпуска, которая принадлежала двоюродному дедушке:

– Как только мне исполнилось 18, сразу же сдал на права. Отец предложил купить какую-нибудь простенькую машину. Я долго думал, выбирал, но в итоге решил, что хочу вернуть к жизни дедушкину.

«Волга» собрана из четырех авто: от одной – руль, от другой – радиола, от третьей – знаменитый значок оленя на капоте. Кое-что не менял умышленно – например, лобовое стекло со следами от «дворников». Смотришь сквозь него и, кажется, что вот-вот увидишь на улице автомат с газировкой или школьника с авоськой, из которой торчат стеклянные бутылки с молоком.

Конечно, для бизнесмена это не основная машина:

– Использую ее для особых случаев, например, вез в ней в загс жену Тамару. А однажды она даже засветилась в кино. На съемки ездил в Брест. Но это была не лучшая идея: проехать 350 километров на старенькой «волге» – так себе задумка.

В свободное от работы время Игорь строит дом («вот сейчас провожу вас и буду до ночи мешать цемент») и готовится к сессии («я на предпоследнем курсе Белорусского государственного аграрного технического университета»). И как он все успевает?

– У меня только одна проблема: когда приходит время ложиться спать, не могу перестать думать о заказах, о том, что на лесопилке пора ставить вторую линию. Где-то прочитал: чтобы мысли отпустили, нужно записать все на листочек. Попробовал – не помогло: уж слишком большие списки получаются.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter