Бизнес с видом на море. Беларусь планирует стать владельцем собственного флота.

Беларусь с ее экспортно ориентированной экономикой  ежегодно отправляет за границу морским путем около 20 миллионов тонн различных грузов: калийные удобрения, металлокорд и иные металлоизделия, тракторы, комбайны, грузовики и многое другое.

Беларусь с ее экспортно ориентированной экономикой  ежегодно отправляет за границу морским путем около 20 миллионов тонн различных грузов: калийные удобрения, металлокорд и иные металлоизделия, тракторы, комбайны, грузовики и многое другое.

Сегодня морскую и океаническую транспортировку белорусских экспортных грузов  через украинский порт Николаев, а также прибалтийские Клайпеду и Вентспилс выполняют зарубежные компании, тем самым зарабатывая немалые деньги, и именоо об этом сообщают новости информагенства стран-соседей. Бизнес-порталы не только описывают продвижение страны в целом, но и наши успехи в построении экономики развития. Поэтому правительство Беларуси давно ставило вопрос о том, чтобы деньги не утекали за границу, а их смогли зарабатывать отечественные компании, используя труд белорусских моряков. То есть идея данного проекта зародилась еще два десятилетия назад, но только теперь появились конкретные планы по достижению этой цели. На Белорусском инвестиционном форуме, прошедшем в конце прошлого года в немецком  Франкфурте-на-Майне, был представлен проект покупки двух судов грузоподъемностью по 35 тысяч тонн. Это должны быть суда, бывшие в эксплуатации не более 10 лет и предназначенные для перевозки сухих грузов. Затраты на реализацию проекта оценивались в сумму около 30 миллионов долларов.
В конце ноября минувшего года в Беларуси было зарегистрировано ЗАО «Белморфлот». Его основным акционером стала корпорация Zepter group. Вначале, как отмечает председатель наблюдательного совета «Белморфлота» Александр Белоусов, планируется использовать суда, полученные в аренду у хорватской компании, а затем взяться за покупку новых кораблей. Если проект будет продвигаться успешно, то за ближайшие семь – десять лет первая белорусская морская судоходная компания сможет приобрести до семи судов. Заказы на строительство планируется разместить в Китае. Там же можно будет получить и кредитные ресурсы, необходимые для частичного финансирования проекта. Сама корпорация Zepter group в течение пяти – семи лет на создание флота планирует выделить около 100 миллионов долларов.
– Попытки создать белорусский морской флот предпринимались и ранее, – отмечает главный консультант Управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Соколов. – Однако только сегодня «Белморфлот» подошел к реализации этих планов наиболее близко.
Сегодня в мире на морской транспорт, по оценкам экспертов, приходится до 70–80 процентов всех международных грузовых перевозок. Флоту отдают предпочтение за сравнительно низкую себестоимость, большую грузоподъемность и возможность транспортировки на дальние расстояния. Поэтому и белорусские удобрения, тракторы, грузовики, другая техника в далекие Китай, Индию, Бразилию отправляются исключительно вплавь.
– Наличие больших объемов экспортных грузов при отсутствии собственных кораблей влечет зависимость внешней торговли Беларуси от иностранных судовладельцев, – обращает внимание на проблему заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко. – Есть и экономическая сторона вопроса: налоги от морских перевозок поступают также  в чужой, а не белорусский бюджет, а оплата услуг зарубежных компаний ведет к увеличению отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси.
Кроме того, на зарубежных нанимателей вынуждены работать и белорусские моряки. Стоит напомнить, например, что в советское время в военно-морском флоте почти каждый четвертый моряк был  выходцем  из  Беларуси.  Да  и на данный момент белорусским Минтрансом выдано около 1,7 тысячи национальных удостоверений личности моряка гражданам Беларуси, работающим на судах иностранных компаний. Наличие такого кадрового потенциала, как рассчитывают в министерстве, при создании национального морского торгового флота позволит обеспечить его потребности в специалистах.
В мире сейчас, по некоторым оценкам,  используется около 17 тысяч грузовых морских судов. Их владельцами являются представители более 100 государств. Одни суда ходят под флагами страны-владельца, другие – под удобными и выгодными с точки зрения налогов флагами Панамы, Греции, Либерии, других государств.
Есть среди них и страны, не имеющие собственного морского побережья. Удачный опыт такой деятельности имеет Швейцария. Частная судоходная фирма MSC, основанная в 1970 году, всего за четыре десятилетия  из обычного мелкого судового оператора выросла до одной из ведущих мировых судоходных компаний. Сейчас в ее управлении – около 400 судов.
Повторить «подвиг» Швейцарии в том же масштабе Беларуси будет крайне сложно, потому как пробиться на новый для себя рынок морских и океанических перевозок весьма непросто из-за огромной конкуренции.  Но, как считают эксперты, игра стоит свеч. Только в 2011 году ЗАО «Белморфлот» собирается перевезти до 1 миллиона тонн белорусских экспортных грузов. Конечно, по сравнению с общим объем «морского» экспорта страны в 20 миллионов – это мизер. Но, как объясняют представители компании, это только начало. К тому же, как показывает мировой опыт, реально белорусские компании могут рассчитывать на обслуживание только 20 процентов морской доставки отечественного экспорта.
Тем не менее создание собственного морского торгового флота может принести Беларуси не только прямые, но и косвенные дивиденды. «Это будет способствовать росту транзитного потенциала Беларуси как коридора между Россией, другими странами СНГ и Евросоюзом», – замминистра Александр Шишко предлагает смотреть на перспективы шире. Благодаря флоту больше заказов, в том числе зарубежных, могут получить и отечественные железнодорожные, авто- и авиаперевозчики. А это также дополнительный доход и новые рабочие места.
Наконец, дополнительным стимулом к появлению на морских и океанических просторах судов под белорусским флагом может стать создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, формирование Единого экономического пространства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter