Как работают школьные бизнес-компании?

Бизнес-план для школьника

После уроков многие школьники бегут домой вприпрыжку, чтобы поскорее усесться у телевизора или компьютера. Но есть ребята, у которых важных дел невпроворот. Одни работают в кафе, другие — в парикмахерской, а третьи — на СТО. Такие мини-производства созданы во многих учреждениях среднего образования Минской области. Как работают школьные бизнес-компании, узнала корреспондент «Р».


Школьники с головой уходят в создание интеллектуальных настольных игр

Отправляюсь в Смолевичскую районную гимназию. После уроков ученики 6—11-х классов собираются в просторном кабинете, чтобы вместе поиграть. Школьники с головой уходят в интеллектуальные игры, которые придумали сами.

— Наша первая работа, — Елена Щигер, учитель истории и обществоведения, открывает красочную коробку с надписью «Дорогами предков». Игра рассказывает об истории и географии Смолевичского района. Гимназия — в центре большой карты, с нее и начинаем ход. 

Одиннадцатиклассница Анна Кресс бросает игральные кости и попадает на «синюю» станцию. Тут нужно назвать важные даты из истории края. «1448-й — год первого упоминания Смолевичей в летописи, а в 1924-м местечко становится центром одноименного района, с 2010-го — приобретает статус города-спутника Минска…», — Аня с легкостью справляется с заданием.

Моя очередь бросать кубики. После нескольких ходов фишка останавливается у деревни Опуток, где в 1941 году в период немецкой оккупации был массовый расстрел населения. «Всего погибло до двух тысяч граждан. Старики, женщины и дети», — рассказываю правильно и остаюсь в игре. 

Снова очередь Анны, и девушка неожиданно вырывается далеко вперед. Фишка соперницы попала на деревню Верхмень. А уж о том, как в этих краях полгода жил и работал Якуб Колас, а позже подробно описал этот небольшой, но значимый период своей жизни в знаменитой трилогии «На ростанях», она знает назубок. И неудивительно — еще три года назад, в восьмом классе, она вместе с другими гимназистами начинала работу над созданием этой краеведческой настольной игры.



Людмила Огородная, директор Смолевичской районной гимназии, рассказывает: «Со временем игра «Дорогами предков» несколько раз совершенствовалась, сейчас она есть и в электронном виде. Цифровые варианты создают на уроках информатики». Моя собеседница говорит и по частям собирает необычный пазл — еще одна игра. На складной картинке — местная церковь . Пока изготовлена лишь одна серия таких мозаик, но совсем скоро, обещает директор, наладят массовое производство — для этого гимназия закупает специальную пазл-машину.

Изображения местных достопримечательностей собраны, но краеведческие игры на этом не заканчиваются. Восьмиклассницы Настя Рябцева и Юля Петрусевич начинают «Путешествие гимназиста». Игра рассчитана на тех, кому не чужды любые интересные подробности о родном крае. «А вы знали, что в Нарочи обитает пресноводная рыба, способная по траве преодолевать значительные участки суши?» — ученицы, создавшие игру, раскладывают большую карту Беларуси. На ней точками изображены маршруты увлекательного интерактивного путешествия. Кстати, узнать о каждом остановочном пункте подробнее можно из специального справочника-приложения.

Людмила Гулицкая, учитель географии, считает такое увлечение ребят полезным: «Дети стали больше интересоваться предметом, изучать дополнительную литературу. Тот случай, когда работа в удовольствие и с пользой».


Чтобы разработать игру, Люба СУБОТ прочитала десятки книг и назубок знает биографии
писателей.


Ребята не только подтягиваются по школьной программе, но и учатся быть настоящими предпринимателями. «В магазинах нет разнообразия настольных игр о нашей стране. Мы сами изучили рынок, спрос и проработали настоящий бизнес-план, — школьники делятся кухней своего мини-производства. — К продаже уже готовы пять разных образовательных игр». 

Смотрим стопку с коробками: кроме краеведческих игр, ребятами разработаны и экономические — «Поле чудес», «Доходы и расходы», а также наборы для интерактивной доски. Все изготовлено вручную. «В среднем игра стоит 200 тысяч рублей, цена приемлемая. Если, к примеру, 20 учреждений образования приобретут весь комплект игр, получится приличная сумма для разработки новых головоломок», — поддерживает начинания школьников директор гимназии Людмила Огородная. 

Напоследок решаюсь проверить свои знания в литературе. И сразу удивляюсь: игральные карты мне раздает шестиклассница Люба Субот. Она же, как выяснилось, и есть создатель умной игры. На столе пять колод — портреты, даты, имена, списки произведений и короткие цитаты. Вытягиваю первый лот с черно-белым изображением молодого человека, и сразу же сдаюсь. «Это Василь Быков в конце 40-х годов, после демобилизации, — ученица 6-го класса раскладывает карточки по своим местам. — Фото подбиралось нетипичное. Не то, что мы видим в учебниках и на популярных интернет-порталах. Чтобы было сложнее и интереснее играть».


— Люба, чтобы разработать эту игру, прочитала десятки книг, «от» и «до» изучила биографии писателей, — к игре «Литература на ладони» присоединяется ее идейный автор — учитель Анна Северинец. Пару минут — и карточки выстроились в длинные цепочки с правильными ответами.  

Юным предпринимателям приятно видеть, что их идеи востребованы. И ничего, что пока лишь среди смолевичских гимназистов. Самое главное, что школьники с юных лет учатся проводить свободное время с пользой.


С покупкой специальной машины, пазлы школьники изготовят уже большими партиями.


Цифра

В прошлом учебном году в Минской области было создано более 100 школьных бизнес-компаний, в которых были задействованы 855 учащихся. Сумма выручки от реализации продукции или услуг составила почти 211 миллионов рублей. С каждым годом школьных бизнес-компаний становится все больше. Интересно, что еще в декабре 2011 года, когда все только начиналось, таких школьных мини-производств в области было всего четыре.

В ТЕМУ

Светлана СИТНИКОВА, ректор Минского областного института развития образования: 

— Школьная бизнес-компания — это уникальная возможность применить теорию на практике, а также определиться детям с выбором будущей профессии. Интересы у ребят очень разные — это и сельское хозяйство, и работа с компьютерной техникой, и прикладное творчество. Школьники под чутким руководством преподавателей разрабатывают бизнес-планы, проводят маркетинговые исследования, организуют рекламную кампанию своей продукции или услугам. Также ребята ведут все необходимые отчетные и финансовые документы, выплачивают налоги государству и заработную плату своим сотрудникам. Опыт работы управления образования Минского областного исполнительного комитета по развитию экономического образования и предпринимательства учащихся рекомендован Министерством образования для внедрения по всей стране.

ypopko@bk.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter