Бизнес-паспорт для населенного пункта

Он поможет тем, кто хочет начать свое дело, не ошибиться в выборе или, проще говоря, не прогадать

Создает рабочие места и кормит
Основу экономики любой страны составляет малый бизнес. Малый бизнес — это почти каждый из нас. Это реализация желания заработать дополнительные деньги, проявить инициативу, это стремление жить лучше, забота о будущем детей и своей старости. Уровень развития малого бизнеса в стране — это и показатель трудолюбия народа.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в Беларуси в развитии малого и среднего бизнеса, он еще, по мнению специалистов, не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие общества. Поэтому программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы поставлена задача довести к 2010 году долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов. Это, несомненно, амбициозные, но реальные планы. В правительстве страны понимают, что за статусом “малый бизнес” должны стоять определенные права или стимулы. И они создаются.
У проверяющих работы поубавится
В частности, продолжается упрощение административных процедур при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По словам заместителя директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Евгения Семенова, уже проведена инвентаризация примерно тысячи административных процедур и часть из них упрощена — сокращены количество, сроки, стоимость. Пока это касается примерно 10 процентов процедур. Но работа будет продолжена, поскольку количество административных процедур должно быть сокращено не менее чем на четверть.
Разработан план по повышению инвестиционной активности и активности деловой среды, который включает в себя около 50 мероприятий. К решению этих задач будут подключены и общественные предпринимательские организации. Правительство поддержало их участие в разработке новых нормативных актов, способствующих развитию бизнеса и формированию благоприятной среды для него. Предлагается, например, отменить всякие проверки для вновь создаваемых субъектов хозяйствования, за исключением тех, что попадают в рамки расследования уголовных дел.
Время дорогого стоит
Или вот такой момент. Первый шаг открывающейся компании —  согласование наименования юридического лица. Эта функция теперь передана от Минюста непосредственно регистрирующему органу, что значительно сократило время процедуры для человека, проживающего не в столице, поскольку раньше ему обязательно нужно было ехать в Минск и согласовывать свое фирменное название.
Как пояснила начальник управления единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции Галина Подрезенок, в стране введен заявительный принцип государственной регистрации вместо ранее существовавшего разрешительного. Это значит, что регистрирующие органы не обязаны проверять представленные документы на соответствие их законодательству. Регистрация проводится без принятия соответствующего решения органа местного управления, что также оказало благоприятное влияние на прохождение процедуры регистрации. Ведь заседания исполкомов проходят всего два раза в месяц.
Значительно сокращен перечень документов, представляемых для госрегистрации. Минимальный размер уставных фондов юридических лиц уменьшен в два раза. Сократились сроки государственной регистрации — теперь она проходит в 5-дневный срок, а постановка на учет во всех уполномоченных органах — в течение 10 рабочих дней. Таким образом, общее время на госрегистрацию — 15 дней. Но и этот срок предполагается сократить до 5 дней. При закрытии компании введен принцип “одного окна”. По словам Галины Подрезенок, пока проблемы есть только с очередями в Мингорисполкоме. И решать эту проблему надо путем создания единого регистрирующего органа.
Меньше налогов — легче работать
Сделаны и другие шаги навстречу предпринимателям. Напомним, с 1 января 2007 года отменены налоги с фонда заработной платы,  чернобыльский налог, который составлял 3 процента, и отчисления в Фонд содействия занятости. В 2008 году отменен налог с пользователей автомобильных дорог, который составлял 1 процент от выручки, реализации работ и услуг, а также ряд местных налогов.
В Беларуси многое делается для развития агропромышленного комплекса — для сельхозпредприятий предусмотрен ряд льгот по налогу на прибыль, они освобождены от отчислений в инновационный фонд. Для малого бизнеса актуальным является Указ № 119, предусматривающий освобождение от уплаты ряда налогов. С 1 июля вступил в силу Указ № 365, в котором апробируется новая система уплаты арендной платы на базе такого крупного региона, как Минск. Теперь арендная плата будет взиматься только от кадастровой стоимости, что уменьшает арендную плату в несколько раз. Дело в том, что было много жалоб от плательщиков, дескать, их заставляют заключать договоры аренды, а арендная плата намного выше, чем земельный налог. Планируется также уплата земельного налога исходя из кадастровой стоимости.
В следующем году намечено уменьшить ставки сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 2 до 1 процента. В перспективе планируется ввести электронный документооборот, т.е. подавать декларации, расчеты можно будет в электронном виде, что значительно упростит процедуру исполнения налоговых обязательств, сократит издержки как плательщиков, так и налоговых органов. Уже в этом году предприняты попытки упростить для плательщиков жизнь по отдельным налогам — экологическому, земельному, налогу на недвижимость. Если раньше уплата налогов осуществлялась ежемесячно, то теперь — ежеквартально.
Село ждет
Вместе с тем, как пояснил заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений Семенов, мы не можем пока похвастаться, что наблюдается высокий прирост субъектов хозяйствования в малых и средних населенных пунктах, сельской местности. Довольно пассивно идет продажа неиспользуемого государственного имущества, в том числе и с начальной стоимостью в одну базовую величину. На этих условиях реализовано всего около 100 объектов госимущества, причем этот процесс в регионах идет разнородно: почти три четверти из них приходятся на Могилевскую область, а в других регионах это движение не столь значительно.
Не урегулирован до конца вопрос с кредитованием субъектов хозяйствования, в том числе в сельских населенных пунктах, хотя норма, предусматривающая отсутствие имущественного залога, есть. Банки неохотно реализуют эту норму по отношению к начинающим предпринимателям, не зная возможностей их деятельности, не будучи уверенными, что они будут развиваться. Отчасти и поэтому в сельской местности отсутствует необходимый кадровый предпринимательский потенциал. “Хотелось бы, чтобы менеджмент, сформированный в Минске, шел в малые и средние города, сельскую местность”, — высказал пожелание Евгений Семенов. Он отметил также недостаточную работу местных органов власти, которые должны быть даже более активными, чем сами предприниматели. В свою очередь департамент по предпринимательству Минэкономики выступил с  предложением создать для каждого населенного пункта бизнес-паспорт, который позволит гражданину увидеть, какую деятельность он может осуществлять в этом населенном пункте, на каких условиях, какие участки земли имеются в наличии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter