Бизнес не по правилам

С деньгами можно делать все, что угодно: бросать на ветер, делать из них другие деньги, обменивать на машины, квартиры.
С деньгами можно делать все, что угодно: бросать на ветер, делать из них другие деньги, обменивать на машины, квартиры... Это стандартный перечень целей, ради которых их, собственно, и зарабатывают. Однако недавно список пополнила еще одна задача, совершенно иного характера.

Решая те или иные важные вопросы, будь то помощь беженцам или уссурийским тиграм, общественные организации, не особо рассчитывая на гранты и спонсорские деньги, начинают зарабатывать на свои проекты сами, называя это социальным предпринимательством.

Пару лет назад фонд "Милосердие и здоровье" по голландскому примеру открыл Центр социальных работ, где есть парикмахерская, уборочная бригада, служба сиделок, компьютерный класс и швейный цех, а сотрудники - люди с психофизическими особенностями. Прибыль, за счет которой и покрывается часть издержек по остальным проектам, пока приносит лишь парикмахерская. Здесь работают 14 инвалидов по слуху, а также по общим заболеваниям. И в месяц они обслуживают 800 (!) клиентов. Уборочная бригада, созданная полгода назад, тоже будет со временем рентабельна. Уборке помещений рабочих обучали по... голландским учебникам! Теперь люди с нарушением интеллекта, которые и тряпки-то в руках держать не умели, нигде никогда не работали, справляются с немецкой техникой (подарок голландцев) лучше любой домохозяйки: знают, как убирать коттедж, а как - офис, какими моющими средствами чистить то или иное покрытие, какую уборку делать раз в неделю, а какую - раз в месяц.

В Голландии, по словам председателя фонда Валентины Колосовой, центров социальных работ около тысячи. Там инвалиды вообще не получают пенсии, они зарабатывают: одни пни выкорчевывают, другие - в пакетики одноразовые вилочки-ложечки складывают для амстердамского аэропорта. Голландцы при этом говорят: "Хватит латать дыры в их кафтане. Дайте им удочку, научите червя насаживать, и пусть ловят рыбу". Фонду "Милосердие и здоровье" удалось пока открыть такие центры в Минске, Гродно и Могилеве, трудоустроив примерно две сотни людей с ограничениями. А желающих куда больше. Ведь 70 процентов белорусских инвалидов хотят и могут работать, но лишь 17 процентов из них имеют такую возможность.

Естественно, чтобы раскрутить свой бизнес, общественной организации необходим стартовый капитал. Голландские партнеры помогли Центру социальных работ оборудованием, технологиями, оказало поддержку государство: помещение выделило в аренду, с ремонтом посодействовало, в службе занятости инвалиды смогли бесплатно получить профессию. Государство и зарплату рабочим дотирует в размере бюджета прожиточного минимума.

Впрочем, было бы желание, вполне можно начать дело и с нуля. Скажем, экологическая организация в Барановичах рассчитывает (разумеется, не бесплатно) экологический налог для промышленных предприятий и частных предпринимателей. Польза обоюдная. Одним не приходится содержать специалиста, чтобы тот раз в год подсчитал несколько цифр, а другие каждое предприятие в городе знают как облупленное: кто как загрязняет окружающую среду, у кого полностью износились очистные сооружения.

"На самом деле перспектив у социального предпринимательства много, - уверен консультант программы развития социального предпринимательства "Альянс Партнерства Каунтерпарт" Сергей Лисовский. - Главное - сохранить равновесие между социальными и экономическими задачами. То есть чтобы в погоне за успехом финансовым не потерять социальную направленность".

Единственный сдерживающий фактор, по словам Сергея Лисовского, то, что представители общественных организаций все же не коммерсанты. И психология у них другая. "Общественный человек настроен на то, чтобы давать. А коммерсант - брать, - говорит Лисовский. - И во многих случаях общественники просто не представляют, какие шаги нужно предпринять после того, как у них возникла какая-либо идея". Например, решили вы открыть автомойку. Считаете, что она будет приносить прибыль и на эти деньги вы сможете организовывать походы для "трудных" подростков. Но написать бизнес-план, провести анализ рынка, составить план работы, придерживаясь которого удастся выйти на самоокупаемость, под силу только специалистам. В этом-то и загвоздка. Высококвалифицированный экономист или менеджер за свои услуги привык получать хорошие деньги, а здесь ему вряд ли заплатят, особенно в самом начале раскрутки проекта.

"Что ж, на то он и бизнес, что нужно заранее подумать о расходах и доходах, - говорит директор департамента по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов. - Все на свой страх и риск. У государства есть стройная система решения социальных проблем. Есть детские дома, интернаты, центры поддержки семьи, куда необходимо вкладывать деньги. Если еще и общественные организации посодействуют - спасибо. Но поддерживать их даже в начинаниях ему не по силам. Предпринимательство потому так и называется, что без предприимчивости здесь делать нечего".

Примеров социального предпринимательства в Беларуси пока единицы. Станет ли больше, зависит даже не столько от материальной поддержки на старте, сколько от того, достаточно ли четко будет очерчено правовое поле для этого своеобразного бизнеса. Стоит ли, к примеру, прибыль в полном объеме облагать налогами, если она вся направляется на уставные цели организации, то есть на ботинки и панамки для сирот или на лечение детей-инвалидов за границей? Стоит ли из зарплаты инвалида высчитывать 36 процентов в Фонд соцзащиты населения? Это то же самое, что забрать хлеб у одного инвалида и дать другому... А 20-процентный НДС, который платит социальная парикмахерская Центра социальных работ, вынуждает ее устанавливать такие же цены на услуги, как и в других парикмахерских. Тогда какой смысл стричься у инвалида, если тебя с тем же успехом обслужит здоровый человек, который по крайней мере слышит?.. Казалось бы, мелочи, но от решения этих вопросов зависит прибыль не только общественных организаций, но, пожалуй, и каждого из нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter