Бизнес на пороке: кому это выгодно?

Статья «Салоны для «кобелирующих личностей»?», опубликованная в «СБ» еще 5 июля, вдруг получила запоздалый отклик...
Статья «Салоны для «кобелирующих личностей»?», опубликованная в «СБ» еще 5 июля, вдруг получила запоздалый отклик. На нее ссылается обратившийся в редакцию минчанин Юрий Горбачев. Его «резонанс», в отличие от своевременных, но вялых официальных ответов, эмоционален и при этом документирован.

Вкратце об этой статье. С участием милиции автор произвел «контрольную закупку» — снял квартиру. Не скрывая, что она нужна на пару часов, «для интимной встречи». Ключи от квартиры в 5–этажном жилом доме получил тут же, заплатив 50 тысяч рублей. Документов диспетчер фирмы (легальной!) не спросил.

Затем компетентные специалисты рассказали, как под видом сдачи жилья внаем действует бизнес сексуальных услуг и как власть пытается с ним бороться. Но рекламные газеты (в которых сотни объявлений о сдаче квартир «на часы, сутки») доказывали безуспешность этой борьбы. Юрий Горбачев ставит проблему в иной плоскости. Рассмотрим ее как модельную.

Страдания Горбачева

Он живет в центре Минска по улице Золотая Горка, весьма тихой улице. На здоровье не жалуется, увлекается спортом и восточной философией. Но в последнее время, говорит, близок к отчаянию. Здоровье резко сдало, он дважды лечил в больнице сердце, получил инвалидность и потерял должность директора серьезной фирмы. Связывает это исключительно с шумом. Ночным. Над головой.

Живет на 1–м этаже. Квартиру над ним сняла соседка, которая живет... на 3–м. Сняла и стала сдавать ее другим. Тогда и начались проблемы. Горбачев утверждает, что квартиру заполняют ближе к ночи, причем уже «готовые» клиенты. Когда рестораны уже закрываются, а «народ требует продолжения банкета». Горбачев лишился сна. Чашу терпения, по его словам, переполнил случай, когда в квартиру «заселились» пятеро мужчин южной наружности и две дамы... Договориться по–хорошему с соседкой не удалось. Горбачев стал жаловаться в ЖРЭО и милицию... И если раньше с соседкой дружили, то теперь рассорились вдрызг. Но главные потери — здоровье и работа.

Верить?

Минувшим летом выпуск ток–шоу на одном из телеканалов назывался «Пытка шумом». В древности этот вид истязания считался очень эффективным: хотя и не быстро, но неизбежно приводил к печальным последствиям. Участники передачи пришли к выводу, что и сегодня нас в наших домах «пытают»: вопли автосигнализации, музыка, лай собак... Но в основном — сами соседи.

Приглашенный на программу юрист назвал главную сложность: как это доказать? Ночью ЖЭС закрыт, участковый отдыхает дома, а у милиции в ночном городе есть дела и поважнее.

Один к одному, точь–в–точь! Эту ситуацию я описал в статье «Ночные забавы и восточные «пряности» 29 июня с.г. Я тоже неделями не спал по ночам, хотя причина шума (топот, разговоры, крики) далеко за полночь была иной. И ЖЭС закрыт, и пункт правопорядка. В час ночи я поехал в РОВД. Пока то да се, прошел час. Когда к двум приехали ко мне, вверху угомонились. Мне было потом неловко: понапрасну оторвал милицию от важных дел! Тогда документировать события я стал техническими средствами. Горбачев, видно, не догадался.

Из ЖРЭО ему отвечают: «Факт нарушений не подтвердился... При неоднократном посещении вышеуказанной квартиры, кроме самой гр–ки... (Ф.И.О.) никого из посторонних лиц не было».

Посещения, ясное дело, были днем. Горбачев, понятно, ответами не удовлетворен. Вызывает милицию и ведет «дневник»...

30 августа, 24 часа, прибыл наряд милиции в таком–то составе... В квартире был иностранец с девушкой.

14 октября, 2 часа ночи, наряд в составе (фамилии другие). Соседка впервые призналась, что сдает квартиру. Составлено письменное объяснение.

19 октября, после 23 часов, капитан такой–то и лейтенант такой–то, им открыли мужчина и женщина.

24 октября, после часа ночи, два сержанта, в квартире мужчина и женщина...

Горбачев пытается доказать систематичность событий...

28 октября, час ночи... Впервые сотрудники милиции выразили неудовлетворение частыми вызовами.

Но факт вызова еще не доказывает факт шума. Что делают люди, к которым стучится милиционер? Которые перед этим видели подъехавшую милицейскую машину? Утверждают: «Мы не шумим! Просто сидим». Милиционер и сам видит: никто не грохочет. Удаляется. Горбачев остается ни с чем.

В возбуждении уголовного дела ему отказывают. Из РОВД отвечают: «...при проведении проверки установлено, что квартира 56 действительно сдается внаем. Данную квартиру снимает гр–ка... (Ф.И.О.), проживающая в квартире 58, которая... предоставила договор найма жилого помещения, согласно которому она снимает квартиру у гр–на... (Ф.И.О.), а также предоставила платежные документы об уплате налогов...»

Все законно, не подкопаешься. Но Горбачеву от этого не легче. Страдая и борясь за свой покой, он обретает репутацию склочника, злопыхателя. Уже на него соседи подают жалобу. Дескать, его заявления вызваны неприязнью и осложняют жизнь жильцов. А кому понравится, что в дом часто приезжает милиция, опять же шумит, будит, опрашивает?..

Недовольство милиционеров тоже легко понять. Ночью без дела они не сидят: то грабеж, то разбой и хуже того. А тут — даже не мордобой, не кража, а всего лишь соседи не ладят...

Недавно, участвуя в проведении «прямой линии» «СБ», я спросил весьма компетентных юристов: что делать человеку в такой ситуации? Из ответа следовало, что Горбачев избрал неверную тактику. Его проблема, скорее, в сфере гражданского права, нежели уголовного. Милиция, конечно, не помешает, но достаточно и свидетельства обычных граждан. Которые подтвердят в суде, что в такой–то квартире по ночам в такое–то время происходило то–то. Неоднократно. Систематически.

К слову, на днях правительство Москвы приняло новый кодекс об административных правонарушениях. Как сообщают российские СМИ, ночной шум (с 23 до 7 часов) вошел в десятку самых злостных нарушений. Штрафы: от 500 рублей (если нарушитель — гражданское лицо) до 20 тысяч (если должностное) и 40 тысяч (если юридическое).

Применим к нашему случаю. Если доказать, что в ночном шуме повинны не столько постояльцы, сколько тот, кто их в квартиру запускает (фирма, юрлицо), придется заплатить полторы тысячи у.е.!

Но где Горбачев и ему подобные найдут свидетелей, которые по ночам будут «констатировать» в его доме вместо того, чтобы спать в своем? В любом случае, доказывая и отстаивая, он потратит еще немало здоровья.

Кому светят «красные фонари»?

Поставим вопрос иначе: почему Горбачев должен что–то доказывать? Почему вообще в многоквартирных жилых домах по ночам появляются «жильцы» на пару часов? Хотя бы и днем! Почему бы в принципе не прикрыть лавочку?

Наши дома слишком звукопроницаемы. Но постоянные соседи хотя бы стараются не шуметь, избегая конфликтов. А временным нет дела до чужих удобств: они платили за свои! И приходят они сюда не покемарить, а «погудеть». Или — «переспать» в известном смысле.

Общество и государство имеют право (обязаны!) решать, какие виды деловой активности общественно полезны, какие терпимы, а какие в принципе недопустимы.

Без маковых зерен не обойтись в кулинарии. Из конопли можно сделать много чего полезного. Настойка на семени показана, например, язвенникам. Но наркотические свойства мака и конопли слишком пагубны: они перевешивают! Поэтому растения запрещены.

Да что там конопля! Возьмем торговые киоски, большинство которых исчезло с улиц. Казалось бы, кому было плохо? Одни отоваривались, тысячи других работали и платили налоги... Но и против были аргументы: современному городу «комки» не к лицу! Неэстетично... К тому же самый ходовой товар в них — пиво. Для молодежи выпить бутылочку–другую прямо на остановке становилось делом привычным. Причем девушки от парней не отставали. Неприлично... И киосками общество пожертвовало.

Спрашивается: чем лучше бизнес «на часы»? Чем он пристойнее? Кому полезен, кому нужен? Командированным? Туристам? Казне? Назовем вещи своими именами. Здесь предаются утехам, «оттягиваются» подальше от жен и мужей, детей, родственников, соседей. Не показывая документы, что обязательно в гостинице. Квартира на час — это, пардон, легализованный блуд...

Тем, кто кинется меня обвинять, хладнокровно объясню — я не монах! Но должен быть и предел распутству... Бизнес нужен тому, кто им занимается: это сверх-прибыльное дело. Удобно расположенная (вблизи рынка, вокзала, метро...) квартира приносит тысячи долларов в месяц. «Черным налом»! Тоже — никому не завидую. Но это — неправильно!

Не надо обманываться уплатой налога. Владелец заплатит «по–среднему». Исходя из дохода 50 — 100 тысяч рублей — как за номер в гостинице. И никакой инспектор не проверит, сколько «любовных» парочек и веселых компаний за сутки посетят квартиру в реальности.

А где нелегальные сверхприбыли (как в наркоторговле и проституции), там и криминал. Почему же мы своими руками фактически криминализируем нужную в целом сферу, какой является сдача жилья внаем?

На полгода, год, пять — сдавай на здоровье! Такие жильцы (обычно семейные) шуметь не будут, рискуя крыши лишиться. Свободных квартир мало (и не потому ли, что сдаются «на часы»?), а желающих снять их не счесть: объявления в каждом подъезде.

Хочешь сдавать на часы? Выкупай квартиру на первом этаже, иди в райисполком, мотивируй, выводи из жилого фонда, делай отдельный вход, как в магазинах... Сдавай хоть на минуты! Ну почему иметь офис фирмы на 5–м этаже жилого дома нельзя, а «дом свиданий» можно? Где логика?

Глядишь, и запредельные цены аренды упадут, если на этот рынок вернутся те тысячи квартир, которые сейчас работают «на часы». Неужели студенты, молодые семьи и иные нуждающиеся должны платить за поднаем такие бешеные деньги? Не согласен.

Жилой дом — не гостиница! Логично наложить «вето» и на краткосрочную сдачу, даже на сутки. Иначе, влекомые сверхприбылью, сдатчики лазейку непременно найдут и по–прежнему будут сдавать на часы. По известной схеме: пишем одно — делаем другое. Пойди проверь!

Ясно, что «полезен» бизнес лишь лицам сомнительным, проституткам, сутенерам, в целом секс–мафии. И никому больше! Построенный на пороке, алчности, он исключительно вредоносен для общества и для его нравственности. «Красные фонари» — повсюду, открыто! Почему мы так долго и смиренно это терпим? Более того — фактически поощряем: вот вам и реклама! Пользуйтесь, сограждане! Не абсурдно ли, не дико ли? Да, кое–где официально разрешены и наркотики, и публичные дома. Пусть веселятся! Но разве это правильный путь? Ведь в нашей стране бизнес на пороке не приветствует ни общественная мораль, ни закон!

...Юрий Горбачев обратился в газету как к «четвертой власти». Больше, мол, некуда. Правильно поступил. СМИ не только — по определению — информируют общество, но и отражают его интересы, и в немалой степени их формируют. Пользуясь этим правом, мы и ставим вопрос ребром: зачем нам этот сорт бизнеса на пороке? Адресуем его как читателям, так и ведомствам. Ответственным не столько за налоги, сколько за нравственное здоровье общества, его идеалы и культуру.

А если получим те ответы, которые логично ожидать, будем думать, как обратиться к законодателю.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter