Украина и США пытаются заработать на военном конфликте

Бизнес на крови

Боевые действия — мероприятие неприглядное, хлопотное и очень дорогостоящее. А еще — совершенно непрозрачное, а значит, для людей с низким моральным статусом весьма прибыльное. При всей благородной риторике западного сообщества по украинскому конфликту все чаще в информационное пространство просачивается неприкрытая дискуссия вокруг бизнеса на крови. 

коллаж любови царюк

Вчера о деньгах поспорили два президента: Украины — Владимир Зеленский и Всемирного банка — Дэвид Малпасс. Украинский руководитель оценил потери инфраструктуры в ходе боевых действий в 550 миллиардов долларов. Глава Всемирного банка считает, что они достигли 60 миллиардов долларов. Оба спикера отмечали: цифры предварительные. Но даже в этом случае разбежка почти в десять раз поражает! Также Владимир Зеленский отметил: для компенсации экономических потерь стране необходимо 7 миллиардов в месяц. Ранее руководство Украины утверждало: каждый месяц ведения боевых действий обходится стране в 10 миллиардов долларов. 

Несомненно, потери есть. И инфраструктурные, и экономические. Но Киев настолько лихо жонглирует большими цифрами с непрозрачным намеком, что эти средства должны предоставить западные демократии и подконтрольные им международные финансовые институты, поэтому создается впечатление, будто война для украинского руководства превращается в чистой воды бизнес-процесс. Выманить у Запада полтриллиона долларов очень заманчиво. Напомню, что в прошлом году номинальный ВВП страны был около 200 миллиардов долларов. А доходная часть бюджета лишь немногим превысила 50 миллиардов долларов. Другими словами, Киев хочет получить от зарубежных доноров более десяти годовых бюджетов, или 2,5 годового ВВП! Крутое желание. И это же только требования по итогам менее двух месяцев активного вооруженного конфликта! Даже страшно представить, какой будет окончательная сумма. 

Конечно, навряд ли Запад бросится со всех ног удовлетворять финансовые притязания киевских политиков. Во-первых, капиталисты — на то они и капиталисты, чтобы деньги прекрасно уметь считать. И обвести вокруг пальца их очень даже непросто. И об этом говорят оценки Всемирного банка, которые в определенной степени выражают западную позицию по поводу стоимости разрушений. Во-вторых, таких грандиозных сумм Киеву никто не предоставит по причине фантастической коррумпированности украинской элиты. Какая доля пойдет на восстановление инфраструктуры — доподлинно неизвестно. Но богатых людей в стране (точнее, живущих за ее пределами) может стать намного больше. Это в западных столицах тоже понимают. Собственно говоря, еще в относительно мирные времена Киеву не раз отказывали в финансовом вспомоществовании из-за слишком липких рук тамошних политиков. А в военное время ситуация еще менее транспарентная. В-третьих, разрушение устоявшихся связей в мировой экономике уже поставило развитые страны в достаточно неудобное положение. И есть ли у них лишние деньги на спасение Украины вообще — достаточно спорный вопрос. Интрига кроется в том, что с февраля Запад много обещает Киеву, однако «живых» денег почти не дает. Да, военная помощь выделяется. Но это фактически связанные кредиты: выдаются натурой — касками, амуницией, вооружением… Которое в значительной степени уже подлежало замене в западных армиях, поэтому переправка их Киеву все же напоминает утилизацию. Капитализм — он на то и капитализм, чтобы думать о своей выгоде и четко разделять демократическо-философскую риторику и финансовые интересы. Слова словами, деньги — деньгами. И платить за первые вторыми ни Европа, ни США почти никогда не готовы. Пока Всемирный банк ограничился грантом на восстановление экономики Украины в размере 88,5 миллиона евро. Это мелочь по сравнению с ожиданиями Киева и даже оценками потерь самим Всемирным банком. 

Зато украинский конфликт стимулировал бизнес-активность определенных предпринимательских групп. Своеобразную атаку на свое правительство и сенат повел Пентагон. В эфире Fox News Престон Данлэп (считается главным архитектором американских космических сил) посыпал голову пеплом, признав, что вооруженные силы США технологически отстают и могут потерять преимущество (если оно еще есть) перед своими противниками. Естественно, непрозрачный намек в сторону Китая и России. Эксперт сетовал, что раньше военные лидировали в ряде отраслей. Например, разработке искусственного интеллекта. Теперь эти направления перешли в коммерческий сектор. Соответственно, по мнению Данлэпа, существуют риски, что передовые технологии купят недруги. И хотя они уже не числятся в штате Пентагона, но бывших среди генералов (даже американских) не бывает. Поэтому спикер вполне четко отражал позицию военно-промышленных кругов. Они обладают в Америке значительной экономической мощью, а также лоббистскими возможностями. Другой вопрос, что с некоторых пор их влияние стало падать. Джо Байден во время предвыборной кампании обещал снизить военный бюджет. И как ни странно, этот пункт своей программы выполнил. И вывел войска из Афганистана. Удар по финансам военных: нет войны — нет ассигнований. И Украина предоставила прекрасный повод Пентагону и связанным с ним экономическим кругам взять реванш. Представители военного ведомства уже не раз открыто заявляли: надо увеличить финансирование ради помощи Украине. И раз уж Киеву поставляются те же противотанковые комплексы, надо их восполнять. Но уже новыми разработками. 

Спич Данлэпа из череды аналогичных заявлений выбивается своей панорамной масштабностью. Если перевести его идеи с американского на коммерческий язык, то бывший генерал предлагает ни много ни мало, а передел рынка высокотехнологичных услуг в пользу военно-промышленного комплекса. По его задумке не какие-то там Маски, Цукерберги и другие гражданские выскочки будут контролировать разработки, а военные. Возможно, компании так и останутся в частных руках, но их деятельность станут контролировать люди в погонах. И, соответственно, влиять на финансовые потоки. А это сулит огромные прибыли. Поэтому конфликт в Украине для определенных американских кругов — манна небесная. 

Санкции — отдельный разговор. Хотя бензин и пшеница в США дорожают, но в целом страна пока выигрывает. Находящийся на грани краха в начале года доллар начинает возвращать свои позиции в мировой торговле. Не столько за счет своего усиления, сколько благодаря проблемам в еврозоне. На фоне отказа от российских энергоносителей (к которому ЕС подталкивает Вашингтон жестко и упорно) перспективы европейской экономики и, конечно же, валюты выглядят весьма сомнительно. И вот результат: согласно отчетам системы SWIFT, доля доллара в международных расчетах выросла до 41,1 процента (в феврале — до 38,9). Это максимум с апреля 2020 года. Доля евро снизилась до минимума с июня 2020-го — до 35,4 процента (в феврале — до 37,8). А спрос на фиатные деньги — ключевой показатель для финансовой системы, претендующей на глобальные просторы. За счет Старого Света Вашингтон весьма серьезно подкрепил свое валютное господство. Очевидно, результат будет еще лучше, если конфликт в Украине затянется. Европа-то от него близко — один миграционный кризис чего стоит, а США спрятались за Атлантическим океаном.  

Да, американцы — мастера высшей пробы использовать войну для обогащения. На международную арену страна вышла не столько благодаря технологическому прогрессу или экономической мощи, а лидером стала по результатам двух мировых войн, когда остальной мир лежал в руинах. И Вашингтон продолжает традиции, не упуская момента подправить свое господство чужой кровью. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter