Бизнес Командора

О демарше чешского премьер–министра

К Праге сегодня приковано внимание всего мира. Герой дня — экс–премьер–министр Чехии Мирек Тополанек. И не потому, что он отправлен парламентариями в отставку. Подобных жертв политического кризиса сегодня в Европе пруд пруди, взять хоть Исландию, хоть Латвию, другие восточноевропейские страны, где бывшие члены правительства не вызывают сенсации даже на бирже труда. Тем не менее Мирек Тополанек предстал не жертвой, но главным ньюсмейкером всей мировой прессы.


Накануне, выступая в Страсбурге, глава чешского правительства заявил, что программа Барака Обамы по оживлению экономики США является прямой «дорогой в ад». Заявление тем более вызывающее, что уже на следующей неделе в Праге, председательствующей в Евросоюзе, состоится саммит США — ЕС, на котором американский президент Барак Обама вынужден будет фотографироваться, скорее всего, именно с Тополанеком. Мне так и представляется это крепкое рукопожатие Командора, потянувшего за собой незадачливого соперника, бросившего ему вызов, прямо в «ад». Трагедия «Каменный гость», последний акт, — впрочем, в чешском исполнении сильно напоминающий фарс...


Премьер–министр Чехии, страны, столь давно и упорно ведущей политический флирт с американским Командором, не кажется мне достойным кандидатом в обличители. В Праге строго следовали рекомендациям своих вашингтонских друзей, так стоит ли сегодня сетовать, что неверной дорогой шли товарищи?.. Не случайно пресс–секретарь американского президента Роберт Гиббс ограничился лишь мягкой репликой, дескать, человек, сделавший эти заявления, пытается побороть какие–то политические проблемы у себя дома.


Собственно, на этом инцидент мог бы быть исчерпан, но! Слова Тополанека «о дороге в ад», публично сказанные с главной европейской трибуны накануне саммита «большой двадцатки» в Лондоне, отражают разницу в подходах американских и европейских лидеров к решению экономических проблем. Германский журнал «Шпигель», например, в последнем номере написал: «Между новым президентом США и канцлером Германии возник спор по важнейшему вопросу мировой политики: какими способами мировому сообществу следовало бы попытаться остановить самое значительное со времен Второй мировой войны ухудшение конъюнктуры?


Обама знает четкий ответ на этот вопрос: европейцам, в особенности Германии, следует проявлять большую активность, например, реализуя новые многомиллиардные программы оживления конъюнктуры. Меркель категорически против, и в этом ее поддерживают многие партнеры по Евросоюзу».


Так что не таким уж экспромтом было заявление Тополанека... Европе, выступающей за честные правила игры, за дополнительные процедуры по регулированию экономики, очень не нравится накачка деньгами экономики США. И что любопытно, на этот раз, похоже, интересы всей Европы и примкнувшей к ней Азии сошлись.


Напомню, что в качестве собственных предложений к лондонскому саммиту G20 Россия выдвинула идею поручить МВФ изучить возможность создания наднациональной резервной валюты.


Российскую инициативу поддержал глава Народного банка Китая (НБК) Чжоу Сяочуань. По его словам, необходимо создать наднациональную резервную валюту, не привязанную к отдельным странам.


Наконец, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой сделать первый шаг к альтернативе доллару и создать в рамках ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) общую денежную единицу — евраз.


Все это еще не конкретные планы, но некие наметки альтернативных «дороге в ад» путей. Так что вполне возможно, нынешняя пражская весна, начавшаяся с демарша чешского премьер–министра, войдет в историю как начало экономической перестройки. Единственно, что, кроме слов, тут нужно и дело. Business — по–английски. Такой бизнес, который демонстрируют Штаты. Как ни относиться к Америке, как ни критиковать безответственное и циничное поведение американских инвесторов и потребителей, экономика Соединенных Штатов была и остается крупнейшей частью мирового потенциала, резюмирует «Немецкая волна».


ВВП США — почти четверть мирового валового продукта. Доля России — для сравнения — 2,2 процента. Именно этот непреложный факт и дал основание президенту Бараку Обаме заявить: доллар силен как никогда. Заявление главы Белого дома стало ответом, считай, отказом на предложение России и Китая о замене доллара альтернативной валютой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter