Власть и бизнес обсудили барьеры, мешающие развиваться частной инициативе

Бизнес-экспресс отправляется с платформы

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
У нашей страны есть шанс серьезно улучшить деловой климат и стать площадкой уверенного развития бизнеса в регионе. Правда, для этого сделать еще предстоит немало. Такое мнение оказалось единым для участников XVIII Ассамблеи деловых кругов — кульминационного мероприятия проходящей II Недели белорусского предпринимательства. 

На ассамблее широкой общественности представили проект Национальной платформы бизнеса-2017 «От взаимопонимания к взаимодействию». Название платформы сейчас, как никогда, актуально: красной нитью в докладах представителей деловых кругов и госорганов проходила тема либерализации условий ведения бизнеса. 

Все идеи, изложенные в Национальной платформе бизнеса-2017, найдут своего хозяина. Об этом заявил министр экономики Владимир Зиновский:

— Мы выстраиваем матрицу, в которой прописаны и ответственные, и сроки. Приложим все усилия, чтобы в этом году без внимания не осталось ни одно предложение бизнеса, содержащееся в платформе.

Он обратил внимание на то, что многие предложения бизнеса, которые вошли в нынешний проект документа, совпадают с теми мерами, которые запланировали к реализации Правительство и Нацбанк. А это говорит о том, что и госорганы, и бизнес смотрят на вещи примерно одинаково. 

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин перечислил выполненные обещания властей, которые звучали на прошлой ассамблее. Так, после прошлогоднего мероприятия конфедерация подписала соглашение с МИД о взаимодействии до 2020 года. Второй момент: общественно-консультативные советы, как и обещал министр экономики, ныне не менее чем на 50% состоят из представителей бизнеса. Со стороны МАРТ также присутствует инициатива и идет сотрудничество с деловой средой в части создания на рынке добросовестной конкуренции. 

— Очень важно, что представители власти выполняют свои обещания, не просто слушают нас, а являются нашими верными партнерами, — не скрывает удовлетворения Владимир Карягин. — Что касается пунктов нынешней платформы, многое мы предлагали и 10 лет назад. В частности, пересмотреть законодательство, устранить риск ведения бизнеса в стране. Сейчас рабочая группа по изучению проблемных вопросов в сфере контрольной деятельности проводит огромную работу по коренному изменению законодательства, упрощению административных процедур, снятию рисков хозяйственной деятельности. 


За последние 10 лет из различных редакций платформ 420 пунктов были реализованы. Но улучшается ли вместе с этим деловой климат? Ответ положительный: если еще год назад тем, как выстраивается диалог между властью и бизнесом, были недовольны 72% предпринимателей, то за год эта цифра снизилась до 64%. При этом большие проблемы пока еще остаются в регионах. Просто положительные подвижки до глубинки доходят с опозданием, так как там не работают консультативные советы, а предприниматели зачастую не имеют даже возможности встретиться с руководством райисполкомов.

Более подробно о том, что делается для либерализации условий ведения бизнеса по трем направлениям: лицензирование, административные процедуры, технические регламенты и требования, — рассказала заместитель министра экономики Ирина Костевич. В частности, по первому блоку представители госорганов внесли в рабочую группу свои предложения по упрощению лицензированных видов деятельности. Только в отрасли связи отменяются три и упрощаются 8 видов деятельности. 

— Однако это только маленькие шаги, — констатирует замминистра. — По мнению бизнеса, резервы еще есть, и нам предстоит серьезный диалог на эту тему. Однако могу сказать, что сегодня Минэкономики подготовило проект указа, который предусматривает серьезное сокращение лицензируемых видов деятельности. Документ внесут на рассмотрение рабочей группы. Туда включена серьезная норма: она предусматривает возможность прекращения действия лицензии за грубое нарушение требований только в случае, если нарушения повторные или не устранены. 

За 10 лет действия платформы на законодательном уровне реализовано более 420 предложений, сформулированных в ней.
Это поспособствовало стимулированию деловой инициативы, содействовало улучшению делового климата в нашей стране
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

В то же время по блоку «оптимизация административных процедур» нужно еще выполнить огромный пласт работы. Так, на 1 января 2017 года в стране действовало 787 таких процедур. Ирина Костевич напомнила, что в 2012 году их количество было оптимизировано и составляло 575. В то же время в прошлом году и начале этого уже 41 административная процедура была отменена, а 17 — упрощены. Однако за это время было принято 37 новых процедур. Так что сейчас госорганам предлагается отменить еще 21 процедуру, а 13 — упростить. Предложения от бизнеса по этой теме еще принимаются. Кстати, Ирина Костевич анонсировала проект указа. В документе предлагается заложить принцип «шлагбаума» для госорганов, который не даст появиться излишним процедурам: одну процедуру вводишь — две отменяешь. 

По словам Ирины Костевич, Национальная платформа — это то ядро, которое ляжет в основу Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Сейчас ведомство совместно с бизнесом ведет активную работу над этим документом. Замминистра также рассказала, что в следующем году будет создан гарантийный фонд для МСП и заработает информационный портал для предпринимателей. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Зиновский, министр экономики:


— Очень отрадно, что 70% задач, которые ставит платформа, определены Программой социально-экономического развития до 2020 года. Что касается либерализации условий для бизнеса, работа идет очень интенсивная. Сейчас стоит три основные задачи. Одна из них — сокращение административной нагрузки на бизнес (административные процедуры, лицензирование, упрощение техрегламентов). По моему личному мнению, все эти процедуры должны применяться тогда, когда непосредственно влияют на здоровье граждан и на безопасность страны. Не менее важный момент —  применение законодательства по декриминализации коммерческих рисков. Безусловно, излишние проверки, которые  не  дают нормально работать бизнесу, должны быть исключены. Любая проверка должна упреждать нарушение, а не, как говорится в народе, бить по хвостам. Третий момент, который рассматривает рабочая группа, — адекватность наказания совершенным ошибкам бизнеса. Порой разные органы госуправления принимают такие решения, которые потом не дают возможности предприятиям работать. Кому от этого лучше? Все эти вопросы найдут отражение в документе, который рабочая группа подготовит к концу марта.

ЦИТАТА

Владимир КОЛТОВИЧ, министр антимонопольного регулирования и торговли:


— Мы предлагаем исключить прямое государственное регулирование всех производителей товаров. Но взамен мы внедрим методы антимонопольного регулирования по установлению фактов недобросовестного поведения предприятий, занимающих доминирующее положение.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter