Битый небитого везет

Ну не анекдот ли? «В то время, когда Канарейкин шел на пресс–конференцию, на пути ему встретился Величкин, который ни с того ни с сего ударил своего бывшего подчиненного локтем. Наставник «Атланта» не заставил себя ждать с ответом, и задира отлетел к стене... Факты и поводы

Ну не анекдот ли? «В то время, когда Канарейкин шел на пресс–конференцию, на пути ему встретился Величкин, который ни с того ни с сего ударил своего бывшего подчиненного локтем. Наставник «Атланта» не заставил себя ждать с ответом, и задира отлетел к стене. Но спустя несколько секунд руководитель «Магнитки»... сымитировал удар затылком о стену и изверг истошные крики, изображая жертву. В тот же миг его окружили представители «Металлурга», которые начали звать врача. Помощь прибыла незамедлительно, пострадавшего погрузили на носилки и доставили в одну из больниц города Мытищи. Впоследствии состояние пострадавшего признали удовлетворительным, рассказали прессе о том, что у него прыгнуло давление... В общем, Величкина отпустили». Скупая информационная строка словно позаимствована у Зощенко. Или Жванецкого. Или Ильфа с Петровым. В интересное время мы живем, господа. И тут уж пиши не пиши, а очевидно, что конфликт в Мытищах стал всего лишь проявлением процессов, происходящих в хоккее. И не только в хоккее.


Что мы видим? Перефразируя занятный протокол, отметим, что бывший главный тренер магнитогорского «Металлурга», а ныне наставник мытищинского «Атланта» Федор Канарейкин ответил ударом на удар генерального директора своей прошлой команды Геннадия Величкина. Пресса пишет, что конфликт возник не на пустом месте. На днях появилось заявление Канарейкина, что тот до сих пор таит обиду на несправедливое увольнение из «Металлурга», а потому не хочет знать человека по фамилии Величкин. На что перед началом матча «Атлант» — «Металлург» Величкина спросили, пожмет ли он руку Канарейкину. Тот переспросил: «Кто это — Канарейкин? Их в «Атланте» много». Потом была игра, и за полторы минуты до конца овертайма один из атлантовских Канарейкиных — Леонид (не сомневайтесь, это сын своего отца — Федора) отдал пас своему одноклубнику Зубареву и тот вынудил вратаря «Магнитки» Андрея Мезина достать шайбу из сетки.


Извините за такие подробности, но как выбросишь из повествования факт, что Федор Канарейкин в прошлом был очень жестким защитником, а в настоящем является очень жестким тренером, который недавно едва не побил своего коллегу из московского «Спартака» Милоша Ржигу. Так что, конечно, он знает, как бить. И кого.


А Величкин? Вот мы упомянули Мезина, а помните, как в этом сезоне Геннадий Иванович приезжал в Минск и закипел, прям как чайник, когда его спросили о возможности выступления Андрея в составе сборной Беларуси. «Сколько уже можно говорить об этом? Андрей Мезин написал официальный отказ от выступлений за сборную Беларуси. Этот документ у меня есть, я готов его всем показать. И других заявлений от него у меня нет. К тому же Мезин — гражданин России, я это вам не только как гендиректор клуба «Металлург», но и как член совета директоров Континентальной лиги подтверждаю. Несмотря на это, Федерация хоккея Беларуси упорно продолжает звонить, присылать нам факсы с вызовами Мезина в сборную. Неужели непонятно, почему Мезин никак не скажет окончательное «нет»? На такое тяжело решиться. У него в Беларуси много друзей и хороших знакомых осталось, столько лет карьеры с этой страной связано. Это же, можно сказать, интимный вопрос!»


Ответа на этот вопрос, кстати, до сих пор нет. В списке игроков, вызванных на сбор нашей национальной команды с 16 марта, фамилии Мезина нет. Но, с другой стороны, из вратарей вызван один Виталий Коваль. Штаб сборной заявляет, что рассчитывает на помощь вратаря магнитогорского «Металлурга», но он сам пока не дал официального подтверждения. Хотя бы такого, какое удалось получить корреспонденту «СБ» от Алексея Калюжного. Замкнутый круг получается.


И снова на арену выходит Геннадий Величкин. Сколько таких замкнутых кругов намотано вокруг его персоны? Вспоминаем дело нынешнего лидера бомбардирской гонки Национальной хоккейной лиги Евгения Малкина. Это Величкин глубокой августовской ночью 2006 года давил, давил на парня, пока тот не подписал контракт с магнитогорцами. А потом сбежал от дальнейших неприятностей в Питтсбург. Из публикаций того времени:


«Хоккеист сидел на веранде дачи. Из черно–зеленых бамбуковых зарослей вышел гендиректор в рваной косоворотке, опоясанной потертым витым шнурком с густыми кистями, и в затертых полосатых брюках. В руках он держал пиджак.


Гендиректор приблизился и спросил приятным голосом:


— Где здесь находится хоккеист?


— Я, — сказал хоккеист, — чем могу?


Гендиректор молча повалился на колени.


— Вы с ума сошли! — воскликнул хоккеист, вскакивая. — Встаньте, пожалуйста!


— Не встану, — ответил гендиректор, водя головой за хоккеистом и глядя на него ясными глазами. Осторожно, чтобы не было больно, он стал постукивать головой о гравий.


— Мама! Иди сюда! — закричал испуганный хоккеист...


На веранду выбежала мама, тонко разбиравшаяся в интонациях сына.


Завидев даму, гендиректор, не подымаясь с колен, проворно переполз поближе к ней, поклонился в ноги и зачастил:


— На вас, матушка, на вас, голубушка, на вас уповаю!


— В моем доме, — сказала мама грозно, — пожалуйста, не становитесь ни на какие колени!.. Что вам угодно?


Гендиректор залопотал что–то непонятное, но после долгих расспросов удалось понять, что он просит подписать с ним контракт.


Хоккеист от удивления выпустил из рук плечи гендиректора, который немедленно бухнулся на колени и стал по–черепашьи гоняться за хоккеистом.


— Почему, — спрашивал хоккеист, увертываясь от длинных рук гендиректора, — почему я должен подписать с вами контракт? Сколько вы ни бухайтесь на колени, я ничего не могу понять!


— Да ведь вы — мой хоккеист! — простонал гендиректор.


— То есть как это ваш?


— Назначьте же цену! — стенал гендиректор, стукаясь головой о ствол араукарии.


— Может, подписать с ним контракт? А то он лоб разобьет, — взмолился хоккеист.


Всю ночь фигура гендиректора мелькала во всех углах квартиры. Хоккеист призывал маму, жаловался на психа и на головную боль. В наступившей тьме время от времени раздавался голос гендиректора.


— Миллион! — кричал он откуда–то с неба.


А через минуту голос его приходил со стороны дачи.


— Два миллиона! Не корысти ради, а токмо...


Наконец хоккеист не выдержал, вышел на середину и, вглядываясь в темноту, начал размеренно кричать:


— Черт с вами! Подпишу! Только отвяжитесь».


Если в вашей памяти еще не всплыл описанный классиками советского юмора диалог отца Федора (Федора Ивановича Вострикова, в простонародье именуемого «конкурирующей фирмой») с инженером Брунсом и его Мусиком, то сразу же припомним историю с другим энхаэловцем — Дэйвом Кингом, который сперва тренировал «металлургов», а потом рассказал об этом в мемуарах под символическим названием «Король России». Как отмечали газеты, Кинг во первых строках своего дневника рассказал, как оказался в «Магнитке». Интрига состояла в том, что 1 мая 2005 года Кинг уже согласился стать тренером финской команды ХИФК. Но через три дня ему позвонил известный агент Серж Левин, который сообщил, что одна российская команда хочет нанять тренера из Северной Америки. Это и была «Магнитка». Она сначала претендовала на Барри Смита — нынешнего тренера питерского СКА. Но сделка сорвалась. И теперь, значит, предложение делают Кингу. Дэйв знал о «Металлурге» только то, что это крепкая команда. Прошерстив Интернет, Кинг навел справки. Ну а когда сообщили о зарплате, которая во много раз перебивала предложение ХИФК... О чем тут думать?! Правда, неувязка: с финнами уже подписан договор, и ситуацию нужно как–то решать. Тогда Кинг вылетел в Вену, где проходил чемпионат мира (кстати, именно в Вене в нашей сборной дебютировал Глен Хэнлон, запомним этот факт, он нам еще пригодится).


Тренера в аэропорту встретила большая группа людей. В роли переводчика выступал Марк Гандлер, агент многих энхаэловцев, включая нашего Салея. Прямо из аэропорта переговорщики отправились в отель «Ренессанс». Кинг надеялся, что ему дадут поспать после ночного перелета. Не тут–то было! Вещи канадца отнесли в его номер, и прямо в холле русские приступили к переговорам.


По левую руку от Кинга сидел генеральный директор «Магнитки» Геннадий Величкин, беспрерывно говоривший по мобильному. Справа — его помощник Олег Куприянов, который слабо знал английский, но пытался практиковать его на тренере. Дэйв не понимал ни слова.


Под мышкой у Олега, по словам Кинга, торчала маленькая черная сумка, доверху набитая стодолларовыми купюрами. Первым делом он начал требовать чеки у канадца, чтобы немедленно оплатить его перелет. Дэйв предложил сделать это завтра, но Куприянов проявил настойчивость и прямо в коридоре сунул ему в руку наличные.


Контракт лежал на столе, не хватало только подписи Кинга. Дэйв заявил, что не завизирует договор, пока не будет аннулировано соглашение с ХИФК. Величкин начал нервничать. Что делать? Решать проблему с помощью денег! Так обычно, по словам Кинга, поступают русские.


Когда позвонили менеджеру ХИФК, он поначалу расстроился. Ведь в Финляндии уже объявили о назначении Кинга. Но когда Величкин заявил, какую компенсацию заплатят финнам, стороны моментально ударили по рукам.


Кинг поставил подпись под контрактом, а потом его (договор, а не Кинга) обмыли. И хотя канадец не пьет и вообще каждый день делает пробежки, грех было впервые в жизни не попробовать русскую водку, подписав контракт с «Магниткой». Пили алкоголь не из стопок, а из стаканов. В номер мистер Кинг вернулся глубокой ночью.


Из книги следует, что на Кинга произвело неизгладимое впечатление, когда его познакомили с владельцем «Магнитки» Виктором Рашниковым, который управляет Магнитогорским металлургическим комбинатом, одним из крупнейших в России. После этой встречи Величкин пригласил Дэйва и его помощника Федора Канарейкина к себе домой на обед. Тут Кинга вообще поразил столбняк. Он–то думал, что Магнитогорск — это скромный рабочий городок. Но когда увидел, как живет Величкин... По словам Кинга, такие особняки можно встретить в респектабельных районах Финикса или Майами. Не дом, а настоящий замок!


Представьте себе картину: в саду журчит водопад, деревья подсвечены, как в центре Парижа под Новый год, в пруду резвятся рыбки. Шикарная сауна, которая, ясное дело, не может обойтись без громадного телевизора со спутниковой тарелкой и бильярдного стола. Дэйв бывал в гостях у многих генеральных менеджеров НХЛ. Но такого великолепия нигде не встречал.


Величкин, конечно же, нашел время для ответа. Но что он сказал? Это же просто песня: «Сейчас Дэйв рассказывает, что отдыхает в респектабельной Аризоне, в своем доме. Как он его купил? На наши деньги. И после этого Кинг травит байки о моем особняке?


Чтобы вы знали: я получаю зарплату, как 18–летний пацан–«масочник» из нашей команды, который за сезон забивает 1 гол и делает 2 передачи. Это где–то 5 процентов от контракта Кинга. Прежде я вообще зарабатывал 2 тысячи долларов в месяц.


Дом начал строить после того, как в центре Магнитогорска свою квартиру продал, — стыдно сказать, своей дочери и зятю. Они свою маленькую квартиру продали, и деньги отдали мне, переехав в наше жилье. А я нанял строителей Равшана и Джамшута, которые начали строить мне дом». Ну не анекдот ли?! Сплошная наша раша.


Кинг не смог выиграть чемпионат России и был отправлен в отставку. На его место пришел Федор Канарейкин, который выиграл с «Металлургом» чемпионат России, но неудачно начал прошлый сезон и был отправлен в отставку. Нынче на месте Канарейкина Валерий Белоусов, который много лет назад выигрывал с «Магниткой» чемпионат России, но который пока не успел ничего выиграть в этом году. Все это время в клубе работает Геннадий Величкин. А металлургическим комбинатом руководит Виктор Рашников. Сейчас модны всякие рейтинги олигархов, чье состояние в период кризиса тает на глазах. Так вот, по некоторым оценкам, состояние бизнесмена Рашникова за последние месяцы уменьшилось на 10 млрд. долларов и он входит в лидеры среди тех, кто проигрывает.


Может, кризисное настроение патрона и передалось гендиректору клуба? Тем более что и в округе–то не все спокойно. В четверг на лентах появилась информация, что самый богатый российский клуб «Салават Юлаев», который споткнулся в нынешнем плей–офф на первом же пороге, серьезно задумался о целесообразности больших трат при отсутствии результата. Из этой же оперы «вброс» о том, что в НХЛ мог бы вернуться даже Александр Радулов — недавний джокер в борьбе с этой мировой лигой. Говорят, нужно только договориться.


За всеми этими телодвижениями, а удар локтем — самое телодвижение и есть, у себя в спокойном городе Минске мы наблюдаем с плохо скрываемым интересом. Тут тоже две стороны. С одной, в нашем «Динамо» никак не комментируют информацию о том, что в новом сезоне команду возглавит канадский специалист Глен Хэнлон, нынешний наставник национальной сборной Беларуси и финского «Йокерита». Пресс–атташе клуба говорит лишь о том, что до 30 апреля командой, как и прежде, будет руководить российский специалист Василий Спиридонов. Между тем на этой неделе российские интернет–ресурсы сообщили, что в новом сезоне «Динамо» возглавит именно Глен, а его помощником станет Владимир Цыплаков, который работал в минском клубе с американцем Джимом Хьюзом — предшественником В.Спиридонова.


А во–вторых, в четверг белорусский клуб рассказал о будущем сотрудничестве с ПО «Беларуськалий». Генеральный директор «Динамо» Александр Белый, ездивший на новую арену в Солигорск, остался удовлетворен условиями, которые созданы в этом городе для будущего фарм–клуба нашего полпреда в КХЛ: «Объем выполненных там работ просто впечатляет. Для устранения последних проблем в Солигорске уже работают мой помощник Дмитрий Мельник, отвечающий за общие организационные моменты, и Павел Перепехин, в ведении которого контроль соответствия инфраструктуры высоким спортивным нормам». Александр Павлович в пресс–релизе, конечно же, умолчал о степени удовлетворенности хоккеистов сотрудничеством с крупнейшим производителем калийных удобрений. Но и без его слов понятно, что у динамовцев нет причин для разочарования. По сведениям «Интерфакса», ПО «Беларуськалий» в прошлом году стало крупнейшим налогоплательщиком нашей страны. Переводя с экономического на русский, выходит, что у него же крупнейшие прибыли. И с таким спонсором нужно не разговоры водить, его нужно брать! Тогда пропадет нужда, а вместе с ней и необходимость размахивать руками.

 

Фото ИТАР-ТАСС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter