Китай и Россия в эти дни заключили еще одно крупнейшее соглашение о поставках газа

Битва за Азию

О неделе саммитов, которая началась в Пекине
Тихий океан перестал быть тихим. Неделя саммитов, которая началась в понедельник в Пекине с форума АТЭС и плавно перейдет в саммит G20 в Австралии, может стать поворотным моментом в политической географии. Только что закончившийся форум АТЭС — Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества — окончательно убеждает в том, что XXI век не зря называют тихоокеанским. Вопрос в том, кто будет определять правила в этом веке. Уже сегодня, наблюдая за дискуссиями и переговорами на саммите АТЭС, очевидны две мощные силы в определении нового торгового порядка.

Это США, продвигающие свой договор для стран Азии, известный как Транс–Тихоокеанское партнерство (ТТП). И Китай, который продвигает свой собственный договор — зону свободной торговли в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

Это два конкурирующих направления экономической интеграции в АТР (Азиатско–Тихоокеанском регионе), которые какое–то время развивались параллельно. Но по мере возрастания роли азиатского рынка росла и заинтересованность в контроле над этим регионом. Уже теперь на страны АТЭС приходится 44% мировой торговли и более 50% мирового ВВП. И почти половина всего мирового населения.

Американская политика экономической и дипломатической привязки к Азии окончательно оформилась в стратегии «опоры на Азию», которую Барак Обама сформулировал в первый свой визит в Китай в 2009 году. Госсекретарь Керри назвал ТТП «сражением, которое мы обязаны выиграть».

Но проблема заключается в том, что Китай, не входящий в американское ТТП, так же активно в последние годы продвигает свой проект зоны свободной торговли. И вот только что на закончившемся форуме лидеры стран АТЭС приняли Пекинскую «дорожную карту» по содействию продвижению к Азиатско–Тихоокеанской зоне свободной торговли.

Трудно сказать, проиграли ли США всю битву или лишь только одно сражение, но свой последний бой Барак Обама, похоже, проиграл. «Опора на Азию» была последним рубежом, защищающим его от республиканцев, превращающих ныне в прах все его начинания. И можно не сомневаться, что конгресс возьмется за этот регион по–своему. Битва за Азию, несомненно, продолжится, но уже, наверное, в новых формах.

Так что, этот регион ожидает дальнейшая конфронтация? Возможно, в прежние времена, когда «американский век» только начинался, так оно и было бы. Но сегодня, как я уже сказала, на дворе наступает век тихоокеанский. «Азиатские соглашения», продвигаемые Пекином, предусматривают путь невмешательства, консультаций и консенсуса. По сути, это является отражением не только экономической, но и политической стратегии Китая в современном мире.

И сегодня глава КНР Си Цзиньпин настаивает на «новой модели отношений великих держав». Это ни в коем случае не конфронтация США и КНР, но кое–что посильнее. Пекин настаивает на условиях равенства в отношениях двух государств. И в этом ему сегодня Владимир Путин в помощь. Все обратили внимание на то, как близко, плечом к плечу, к китайскому лидеру стоял российский Президент на итоговом фото саммита. Китай и Россия в эти дни заключили еще одно крупнейшее соглашение о поставках газа. Вместе с заключенной ранее сделкой по трубопроводу «Сила Сибири» это можно считать стратегическим сближением двух стран в энергетической сфере. Россия обеспечивает себе надежный рынок в условиях западных санкций, а Китай — надежного поставщика так остро необходимых ему дешевых ресурсов.

Но дело не только в выгоде. Все обратили внимание на слова Си Цзиньпина, обращенные к Путину. «Какие бы перемены ни происходили в международной обстановке, мы должны придерживаться занятой линии, расширять и углублять всестороннее взаимовыгодное сотрудничество», — заявил китайский лидер, призвав «ухаживать за вечнозеленым деревом российско–китайской дружбы». Это однозначная поддержка России в условиях западных санкций. Владимир Путин в ответ так же однозначно поддержал пекинскую «дорожную карту» по зоне свободной торговли и призвал государства АТР к более тесным связям с Евразийским экономическим союзом. Центр мировой политики вслед за экономикой все сильнее сдвигается в Азию.

...Ну а что же Европа? Евросоюз в эти дни отмечает день примирения в честь окончания Первой мировой войны. Наделав много глупостей в Украине, европейские политики дрожат, как бы не случилось следующей полномасштабной войны. Напрасные страхи. Установление нового торгового порядка происходит сегодня в Азии. Но совершенно мирными методами, так как и предполагает настроенный на торговлю и консенсус тихоокеанский век.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия №215 (24596). Среда, 12 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter