Битва за Арктику

По мере того как происходит передел нефтяного рынка, внимание потребителей углеводородов переключается на иные части планеты
По мере того как происходит передел нефтяного рынка, внимание потребителей углеводородов переключается на иные части планеты.

Прежде всего Арктику. Здесь непредсказуемо быстро тают ледники, открывая доступ к нетронутым запасам нефти. Ученые утверждают: на дне Северного Ледовитого океана не менее 15 % мировых запасов нефти и 30 % — газа. Кто первым получит доступ к этим богатствам, тот сможет активно развивать свою экономику. Претензии на арктическую нефть готовы предъявить многие страны, но пять фаворитов в этом споре уже определились: Россия, Канада, Дания, Норвегия и США.

Парадоксальная ситуация: в регионе огромное количество неисследованных ресурсов, которые пока не принадлежат ни одной из стран. Однако назвать их ничейными было бы опрометчиво. В декабре прошлого года свои претензии на недра Северного полюса принципиально заявила Канада. США, некогда получившие от России стратегический форпост — Аляску, продвижение к северным ресурсам начали с наращивания в регионе военного присутствия.

Несоизмеримое желание американцев контролировать максимальные территории может неминуемо привести в арктических широтах далеко не к «холодной» войне.

Вот и возникает главный вопрос: не подтолкнет ли противостояние за ресурсы к более глобальным военным конфликтам, нежели в нефтедобывающих Ираке, Сирии или Ливии?

Уже очевидно, что крестовый поход против всех конкурентов, и прежде всего России, готова организовать и возглавить неугомонная Америка.

Так, бывший госсекретарь Хиллари Клинтон в одном из зажигательных спичей призвала правительства США и Канады сформировать общий фронт в ответ на «агрессивное повторное открытие российских военных баз» в Арктике. Явно намекнув на решение Владимира Путина создать к 2015 году объединенное командование и особую северную группировку войск. Ее основная задача — обеспечение национальных интересов в Арктике, в частности защита природных ресурсов арктического шельфа.

По заверению вице-премьера Дмитрия Рогозина, в настоящее время в этом регионе восстанавливается военная инфраструктура — аэродромы и причальные сооружения на Земле Франца-Иосифа, а также Новосибирских островах.

Америка, взявшая на себя роль куратора мировых запасов нефти, в стремлении России защитить свои экономические интересы в Арктике, похоже, узрела опасность для демократии. И не где-нибудь, а на северных ледовитых просторах.

В новой стратегии Минобороны США уже заложено одно весьма характерное требование: армия обязана отразить нападение на Америку со стороны противника. И далее существенное уточнение: противник дислоцируется в Арктике. Конкретики в документе мало, но многие акценты сосредоточены на том, что арктические льды из-за активности России превращаются в спорную территорию, геологоразведка в северных широтах сулит для американцев не только открытия, но и чревата военными конфликтами.

Кто их может погасить? Конечно же, радетельница за справедливость в свою пользу и права угнетенных народов — Америка. Поучаствовать в дележке арктического шельфа она намерена в качестве арбитра номер один. Однако вот незадача — в 1982 году США отказались подписать ооновскую Конвенцию по морскому праву. А только страны, разделившие ее положения, наделены правом разработки и добычи ресурсов на континентальном шельфе.

Америка готова сражаться за полярную нефть, не обращая внимания на международный правовой документ. Сколько застолбить за собой Арктики, США намерены решать единолично, не считаясь с интересами соседей. Далека от цивилизованных методов раздела арктического шельфа Канада, настаивающая на том, что весь Северный полюс исконно ее территория. Очевидно, что ни одна из стран, участвующих в дележе нефтяного пирога Арктики, не намерена поступаться принципами. Поэтому Россия, в отличие от западных конкурентов, первой обратилась в ООН о признании за ней границы арктического шельфа, а также соответствующих территорий в Тихом океане. После принятия решения не стоит удивляться, если вслед за российскими полярниками там высадятся лоббирующие американские интересы экологи из «Greenpeace International (GPI)». Зачем, спросите вы? Чтобы пробудить интерес мировой общественности к судьбе белых медведей во льдах российской Арктики. Нефть того стоит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter