Битва в разных весовых категориях

О подделках

На днях расстроенная знакомая показала мне купленное в солидном магазине карманное зеркальце «от Диора». Рассмотрев надпись на крышечке, я убедилась, что это вовсе не «Кристиан Диор», а... никому не известная его однофамилица «Кристина». Вещица не производила впечатления ни дорогой, ни изысканной. Приятельница приобрела ее, соблазнившись известным брэндом. И лишь потом изучила детально.


На могилевских рынках, в небольших магазинчиках чего только не встретишь! Духи и туалетную воду производства Lancom — явно под Lancome. Автомагнитолы SQNY — под SONY. Кроссовки Pmua и Pumma под Puma, Nkie под Nike, Diadas под Adidas. А сколько платьев, блузок, джинсов с очень знакомыми, но искаженными названиями!


Всемирно известный брэнд — это не только безупречная деловая репутация и большие прибыли. Это еще и постоянные хлопоты, связанные с охраной прав на торговую марку, дизайн или форму упаковки. Кто–то из известных людей как–то подметил: «Подделывается все, что хорошо продается». Печально, но это факт.


Производство товаров под чужой маркой — проблема неновая. Когда несколько лет назад на французской таможне были арестованы тысячи партий подделок, выяснилась любопытная статистика. 59 процентов их были произведены в Китае. Далее в списке — Египет и Турция.


Стремясь уйти от ответственности, некоторые подпольные фирмы производят товары не под раскрученными знаками, а под очень похожими. Настолько — чтобы покупатель мог перепутать. И это срабатывает! Не сразу заметишь, что в названии известной торговой марки буквы вдруг поменялись местами или «а» заменили на «о», «i» на «j».


Впрочем, могилевские продавцы и не думают скрывать, что все это «великолепие» не имеет никакого отношения к раскрученным брэндам. Дескать, а вы что, хотели купить настоящий брэнд за смешные деньги?! Люди, стоящие за прилавком, абсолютно уверены, что все законно и справедливо. Истинный ценитель высокой моды сразу отличит подлинник от подделки: по материалу, качеству швов и фурнитуры. А всем остальным безразлично, где сделана вещь. Лишь бы подешевле, сидела хорошо да носилась подольше.


Между тем владельцы торговых точек с подобным ассортиментом теоретически очень рискуют. Патентный поверенный Валентин Кроловецкий объясняет: интеллектуальная собственность охраняется законом. Использование чужого товарного знака, а также обозначения, сходного с ним до степени смешения (когда можно перепутать), в отношении однородных товаров запрещено. Вся партия таких кроссовок, маек, автомагнитол и прочего подлежит аресту и уничтожению. Мало того что хозяин павильона или магазина может в одночасье лишиться товара, так еще придется оплатить судебные издержки, немалый штраф, возмещать моральный вред пострадавшей стороне — фирме, под брэндом которой продавались подделки.


Правда, есть нюанс. Отстаивать свое исключительное право на использование товарных знаков должны именно те, кому это право принадлежит, — фирмы Lancome, Adidas и так далее. Как? Сначала прислать нарушителям предупреждение. Если не подействует — через месяц обратиться с иском в судебную коллегию по патентным делам. Вот только представители всемирно известных компаний в Могилеве бывают нечасто. А если и наведываются, то по рынкам явно не ходят, о творящемся там безобразии не подозревают. Потому хоть и строг закон, нарушить его никто не боится. Случаев, чтобы кто–то понес наказание за «этикетку», на Могилевщине пока не было.


Честно говоря, лично я вообще себе слабо представляю всемирно известную корпорацию, затеявшую вдруг тяжбу с базарным торговцем. Слишком разные «весовые категории» — миллиарды долларов, с одной стороны, и какие–то сотни у.е. — с другой... Руководство компании явно просчитает заранее, что взять с такого нарушителя нечего, зато потешаться над необычным судебным процессом станет весь деловой мир. И поэтому вряд ли серьезная фирма станет отвлекаться на подобные мелочи.


Может быть, контролирующим органам, обществу защиты потребителей стоит обратить более пристальное внимание на подделки? Строже спрашивать с тех, кто везет их в страну и здесь распространяет? Ведь именно этот дешевый, некачественный товар, сделанный в зарубежных подвалах, недобросовестно конкурирует с аналогами предприятий нашей промышленности. Да и мы, покупатели, отдавая деньги за «фирменную» вещь, не всегда можем быть уверенными, что не приобретаем липу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter