О человеке можно судить по его обуви — как кроссовки героини этой истории привели ее в суд

Битва на Немиге. Pro 2022/2023

«Дайте мне туфли, — говорил Пабло Пикассо, — и я нарисую человека». Обратимся к одной из самых известных работ основоположника кубизма, картине «Плачущая женщина», на которой художник изобразил свою на тот момент любовницу и музу Дору Маар. Вы можете предположить, в какой обуви девушка позировала?

 «Плачущая женщина».
  Дора Маар.
В нашей очередной задаче эпистолярной арифметики из‑за обуви две прекрасные дамы встали в позу. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…», как говорил Александр Пушкин.

ОБУВЬ ДАЛА ТРЕЩИНУ. Все началось в середине августа 2020 года на Немиге. Еще точнее, в одном из павильонов ТЦ «Немига 3», где минчанка Светлана Назарова (фамилия и имя изменены. — Прим. авт.) приобрела кроссовки. Заветная покупка обошлась в 120 рублей. Продавец (индивидуальный предприниматель) чек не выдал, а Светлана и не настаивала: уж больно рада была обновке. Утром следующего дня вчерашняя покупательница вместе с дочкой приехала в ТЦ, чтобы попросить чек. Продавец Жанна Козлова (имя и фамилия изменены. — Прим. авт.) уже не была столь любезной, но вручила визитную карточку, на которой авторучкой написала дату продажи, адрес, наименование товара, его артикул и стоимость.

Спустя 20 месяцев, в апреле 2022 года, пути‑дороги Светланы и Жанны вновь скрестились на Немиге. Камнем раздора стали те самые кроссовки. Покупательница предъявила продавцу претензии к качеству и потребовала вернуть 120 рублей. В кроссовках Светлана обнаружила разрыв ткани внутри правой полупары, разрушение подошвы в виде трещин в обеих полупарах.

Продавец в недоумении выслушала Светлану. Где это видано, чтобы спустя почти два года эксплуатации кроссовок их можно было вернуть продавцу и забрать деньги?! Причем полную стоимость. А посему, недолго думая, Жанна резко указала покупателю на дверь, совершив тем самым роковую и стратегическую ошибку.

ХАРАКТЕР — ЭТО И ЕСТЬ СУДЬБА. Многие уверены, что характер любой женщины — это тайна за семью печатями, хотя в действительности все не так однозначно. Возьмем ту же обувь. Оказывается, она может рассказать многое о внутренних качествах, нраве и даже об отношении к жизни.
Эксцентричная, сверхудобная, элегантная, спортивная обувь ярко отражает, как именно шагает по жизни та или иная представительница прекрасного пола.
Продавец Жанна, отказав Светлане, вряд ли знала, что женщины, предпочитающие этот вид обуви, всегда независимы и чужое мнение их не интересует. Они не боятся сложных задач и умеют их решать.

Можно поспорить, что, если бы Светлана покупала не кроссовки, а, например, балетки или мокасины, этого материала не было бы. Ведь удобную, мягкую обувь предпочитают женщины неконфликтные, отзывчивые и заботливые. Они любят собачек и котят, они креативны, но непостоянны, долгие конфликты их утомляют. Покупательницы босоножек и сандалий тоже не слишком опасны для продавцов. Психологи считают, что такую обувь предпочитают натуры мечтательные, романтичные, мягкие и отзывчивые. Они готовы идти на компромисс и сглаживать острые углы.

ТОПАЙ ОТСЮДОВА! Но вернемся к нашей покупательнице кроссовок Светлане Назаровой. 25 апреля 2022 года она, молча выслушав продавца, ледяным голосом попросила книгу замечаний и предложений. Отказать Жанна не могла, ведь это уже административное правонарушение, позволяющее немедленно вызвать милицию. В итоге потребитель внесла в книгу запись с указанием имеющихся дефектов и требованием вернуть деньги.

Здесь сделаем полезное отступление и напомним, что в соответствии с Законом об обращениях граждан и юридических лиц замечания и (или) предложения, внесенные в книгу, являются письмен­ными обращениями. Рассматривать и отвечать на них ответственные лица обязаны не позднее 15 календарных дней, а если ситуация требует дополнительного изучения и проверки — не позднее одного месяца со дня, следующего за днем регистрации замечания или предложения в книге.

Светлана не стала ждать месяца и 20 мая того же года обратилась к независимым экспертам. Последние провели исследование и сделали вывод о явном производственном дефекте — «разрушении подошв». И в целом, по их заключению, обувь не соответствовала ТНПА. Исследование обошлось Светлане в 220 рублей. Вооружившись заключением экспертов, Светлана через две недели вновь навестила продавца и потребовала вернуть не только 120 рублей за обувь, но и 220 за экспертизу. Нет в алфавите букв, а в словаре слов, чтобы передать эмоциональное состояние Жанны, когда она услышала наглое заявление. О деньгах за изношенные кроссовки и экспертизу она и слышать не хотела. Светлана, холодно улыбнувшись, оставила продавцу злополучные кроссовки и еще одну запись в книге замечаний и предложений. После чего невозмутимо удалилась: она точно знала, что делать дальше.


ВСТАТЬ, СУД ИДЕТ! Так сложилось, что в основном судейские места у нас занимают представительницы прекрасного пола. Это отлично, а в разрезе нашей истории и вовсе идеально.
Кому, как не женщине, быть не только третейским, но и государственным судьей в споре о женской обуви.
Крайне любопытно: в какой именно обуви была судья во время процесса? И мог ли этот нюанс как‑то повлиять на вынесенное решение, исходя из раскладов психологов? По свидетельству представляющего интересы Светланы в суде заместителя председателя ОО «Правозащита» Юрия Перевозкова, разбирательство было жарким. Ответчица изворачивалась как могла. Какие только аргументы она не приводила, чтобы доказать свою невиновность. И что обувь она не продавала вовсе, а визитку с надписью Светлана могла взять где угодно в магазине. О том, оставляла ли надписи на визитке, продавец не помнила. «Но скорее всего, — утверждала она, — я ничего не писала».

Судья назначила почерковедческую экспертизу, но продавец не стала ее оплачивать,  ведь это почти 1200 рублей, которые в конечном итоге легли бы на плечи виновной стороны. На вопрос, почему не отвечала на оставленные записи в книге замечаний и предложений, продавец заявила, что она добросовестно направляла ответы обычной почтой. При этом документально подтвердить отправку не смогла. Вишенкой на торте стало заявление Жанны, что в последний визит Светлана никакие кроссовки ей не оставляла. При этом в суде продавец потребовала провести экспертизу кроссовок. В общем, детектив. Где только судья черпала терпение?!

Заместитель председателя ОО «Правозащита» Юрий Перевозков прокомментировал ситуацию:

— В судебном заседании ответчиком (продавцом) было заявлено ходатайство о назначении экспертизы проверки качества товара, что также подтверждает тот факт, что товар был реализован истцу ответчиком. Суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства, поскольку истец сообщила, что возвратила товар ответчику, о чем оставила запись в книге замечаний и предложений. Ответчик указала, что товар ей не передавался. Таким образом, объект экспертизы на момент рассмотрения гражданского дела по существу отсутствовал. В основу решения суда положено предоставленное истцом заключение специалиста. В судебном заседании ответчик предоставила суду ответы на обращения истца, указала, что направляла ответы истцу обычной корреспонденцией, документы, подтверждающие отправку, у ответчика отсутствуют. Однако в них также не опровергались доводы истца о том, что товар был возвращен ответчику.

СКОЛЬКО, СКОЛЬКО??? Оценив все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца (Светланы) о расторжении договора розничной купли‑продажи туфель женских летних открытых (кроссовки) подлежит удовлетворению на основании п. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Далее приводим финансовые расчеты, которые судом были возложены на ответчика, то есть продавца:

120 рублей — сумма за обувь по договору;

100 рублей — неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований покупателя;

100 рублей — компенсация морального вреда;

320 рублей — штраф за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований истца;

444 рубля — государственная пошлина;

1002 рубля — расходы ОО «Правозащита», понесенные в связи с защитой прав истца.

Итого несложно подсчитать, что продавцу видавшие виды кроссовки обошлись в 2086 рублей. Автор полагает, что это справедливая цена. Не секрет, что особо предприимчивые предприниматели часто не обременяют себя выдачей чека на товар.
Визитными карточками с каракулями продавцов, выданными вместо официального документа, подтверждающего факт продажи товара, может похвастаться, пожалуй, каждый из нас.
Такой покладистостью потребители собственноручно ужимают бюджетные фонды, а потом сетуют на ухабистые дороги, очереди в поликлиниках, плохое освещение улиц.  Но вернемся к нашей теме. Светлана показала, что завоевать мир можно и в кроссовках. Но не пиррова ли это победа? Во сколько можно оценить почти два года мытарств, ожесточенных споров и оскорблений, судебных прений, на которых тебя выставляют лжецом и потребителем‑террористом? В какие последствия для здоровья в конечном итоге выльются все эти стрессовые составляющие?

Опыт, даже негативный, всегда полезен. А если он еще и эмпирический, то есть полученный лично, то ему цены нет. Но лучше, согласитесь, учиться на чужих ошибках, нежели стать наглядным пособием для других.

ЭПИЛОГ. В этом году мир отметит 132‑летие спортивной обуви. В 1892 году в Америке впервые появилась практичная обувь на резиновой подошве с матерчатым верхом.

В 1986 году мир удивился первым умным кроссовкам. Это были Adidas Micropacer — модель со встроенным микропроцессором, который активировался во время бега сенсором в районе большого пальца левой ноги, считал пройденное расстояние и время пробежки, а также рассчитывал потраченные калории.

Хочется верить, что не за горами появление говорящей обуви, которая скажет продавцу: «Пробей чек, ответь на претензии, верни деньги за брак и вообще не дури людям голову».

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter