Битие определяет сознание?

В качестве подсудимых все чаще выступают... школьные учителя
В качестве подсудимых все чаще выступают... школьные учителя

Учитель труда Ивановской гимназии ударил 12–летнего школьника. Падая, тот едва не зацепил острый угол верстака, получил сотрясение мозга и закрытую черепно–мозговую травму. Ученики говорят, что подзатыльники и таскание детей за ухо для этого горе–педагога были нормой. Факт рукоприкладства доказали, и учитель, выплатив штраф и приличную сумму морального ущерба, уволился из гимназии.

Впрочем, рукоприкладство на уроках — лишь «цветочки». Фамилии педагогов стали мелькать и в милицейских сводках. История с задержанием в Ганцевичах учителя физкультуры, у которого нашли героин, была для маленького городка как гром среди ясного неба. А пару месяцев назад в Березе попался валютчик, который в свободное от этого занятия время работал учителем в сельской школе. Недавно вступило в силу решение Брестского областного суда, поставившего точку в деле учителя из Барановичского района. Он признан виновным в умышленном причинении тяжких телесных повреждений, от которых пострадавший — инвалид II группы — умер в больнице. Об этой истории расскажу подробнее.

...27–летний Александр Савицкий, учитель географии Городищенской СШ, ночью 8 октября 2004 года возвращался домой из барановичского ресторана «Домашний круг». Бывшие курсанты автошколы собирались здесь «замочить» только что полученные в ГАИ права. Домой Александр ушел раньше остальных, сказал, что ему нужно утром на работу. Но назавтра вместо школы он попал в следственный изолятор, потому что, к несчастью, по дороге домой на улице Озерной Александр встретил знакомого. Тот еле шел, прихрамывал — отчасти из–за старой травмы ноги, отчасти — из–за «принятого на грудь». Увидев Савицкого, попросил помочь добраться до дому. Тот согласился. Из–за чего началась драка, неизвестно. Да и сколько нужно нетрезвым людям, чтобы подраться? Не так глянул — уже повод помахать руками!

Подсудимый говорил на суде, что Лишко (фамилия пострадавшего изменена. — В.К.) ударил первым, попал кулаком в глаз, и это его просто взбесило. Александр Геннадьевич, отбросив в сторону всю свою учительскую выдержку, не преминул дать сдачи, кричал: «Я тебя домой вел, а ты в драку?» И бил, бил, бил... Лишко упал, прикрывался руками, бормотал что–то невразумительное, но Савицкий не мог остановиться. Бил, пока случайный прохожий не осмелился подойти и сделать ему замечание. Савицкий ушел, бросив избитого до полусмерти человека...

Когда приехали милиция и «скорая», перепачканный грязью и окровавленный Лишко уже поднялся с земли, стоял, опираясь о забор, тяжело дышал, просил отвезти его домой. Но медики доставили его в городскую больницу, где через несколько часов человек умер. Причиной смерти стали многочисленные травмы: ушиб головного мозга, разрыв легких, перелом ребер... Ударов было не менее трех десятков.

Николай Сиз, председатель коллегии по уголовным делам Брестского областного суда, рассказал мне, что осужденный обжаловал решение Барановичского суда, пытаясь убедить всех, что он избивал человека в состоянии аффекта, а это уже другая, более «легкая», статья УК. Но областной суд оставил прежнее решение в силе: 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима...

Директор Городищенской СШ Михаил Горбунов, которому я позвонила, чтобы поговорить об этой дикой истории, первым делом попросил «про школу ничего не писать», потому что Савицкий проработал здесь всего месяц.

— Нормальный учитель, никаких замечаний у меня к нему не было. Поломал себе жизнь, — расстроился Михаил Васильевич, узнав о столь суровом решении суда. — И вообще... Кто знает, как себя другой мужчина на его месте повел бы? Ведь он помогал нетрезвому человеку, а тот ударил его, чуть глаз не выбил...

Еще директор высказал предположение, что инвалида мог избить кто–нибудь другой, а на учителя, который вызвался человеку помочь, все свалили. Ну, это мы уже слышали. Что–то похожее говорили в Ивановской гимназии в защиту своего учителя труда, любителя подзатыльников.

В отличие от своих коллег, заместитель начальника управления образования Брестского облисполкома Людмила Германо

вич не стала защищать честь мундира. Наоборот, рассказала мне, что на педагогов в последнее время стали жаловаться чаще.

— Поведение учителя вне стен школы — это один аспект. Но нас волнует сейчас то, что поступает очень много родительских звонков и жалоб на сложные взаимоотношения между учителем и учеником. Поэтому есть необходимость определить, в чем все–таки причина, и рассматривать проблему в комплексе, — считает Людмила Григорьевна.

Вначале я сама пытаюсь найти «оправдания» учителям: реформа школы, невысокие зарплаты, проблемы с жильем, особенно на селе, «сложные» дети... Ученики, конечно, сейчас не те, что раньше. Многие сами провоцируют учителя на грубость. Но почему, скажите, чтобы работать в милиции, нужно ответить на десятки вопросов специального теста, на основании которого специалисты решат, выдержит ли психика конкретного человека профессиональные нагрузки. Почему же не тестируют будущих учителей?

— Есть, конечно, профессии, где с помощью анкетирования можно определить степень готовности к той или иной работе. Здесь же все намного сложнее, — уверена Людмила Григорьевна. — Одно из главных качеств будущего учителя — человеколюбие, внимание к детям. Взаимоотношения с детьми строятся только на уважении личности ребенка и любви к этому ребенку. Дети всегда чувствуют неискреннее отношение и этого не прощают. И эти качества, так необходимые учителю, не определишь какой–то анкетой. Абитуриенты, к сожалению, нередко выбирают педагогические специальности, ориентируясь на тот факультет, куда легче и проще поступить. Многие учителя просто не готовы работать с детьми, у которых есть особенности в развитии, которые выросли в неполных или неблагополучных семьях, потому что их этому не научили. Нынешний выпускник вуза должен быть готов не только к профессиональной деятельности, но и владеть технологиями и приемами социальной работы. Знать основы психологии, дефектологии, многие аспекты медицины, конфликтологии, коррекционной педагогики.

Подготовить такого специалиста — дорогое удовольствие. Но по–другому, видимо, уже нельзя. Современная школа ждет таких учителей.

— Сейчас нужны педагоги с новым педагогическим мышлением, в основе которого — гуманное отношение к ребенку, — соглашается с Людмилой Германович старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения Брестского госуниверситета Тамара Степанова. — Мы со студентами провели опрос школьников в возрасте 12 — 13 лет, предложили им задать по 10 вопросов взрослым. Спрашивали, конечно, о том, «почему вымерли динозавры» или «почему взрослые не любят ДеЦла», но чаще ребята интересовались серьезными вещами: отчего люди такие жестокие, почему они ругаются, почему дети должны подчиняться взрослым, спрашивали, почему учителя злые. Как ответить на эти вопросы?

Впрочем, рассуждать о том, каким должен быть школьный учитель, можно долго. Но главное, наверное, то, что Людмила Григорьевна сказала вначале: без любви к детям настоящим педагогом не стать. А настоящий педагог никогда не ударит ребенка, да и любого другого человека, не станет торговать наркотиками.

...Сейчас под арестом в СИЗО находится учитель истории брестской СШ N 28. Недавний выпускник–краснодипломник Брестского государственного университета им. А.С.Пушкина, как предполагает следствие, в компании с ровесниками избил молодого человека. При обыске у учителя найден предмет, похожий на кастет. И еще. Молодой педагог, по одной из версий, вроде бы руководил брестскими скинхедами. Имела ли эта драка отношение к молодежным разборкам, выяснит следствие. «СБ» будет следить за развитием событий и расскажет, чем закончится очередная и, видимо, не последняя из криминальных историй, в которые, к сожалению, попадают люди, призванные сеять разумное, доброе, вечное...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter