Биру - мир?!

У нас популярный напиток называют пиво. На Западе – бир. Но любят одинаково!
У нас популярный напиток называют пиво. На Западе – бир. Но любят одинаково!

Пиво намного старше, чем может показаться на первый взгляд. Висячие сады Семирамиды были еще в проекте, когда вавилоняне познали радость от напитка, сваренного из ячменного солода. Но никогда со времени своего появления в Древнем Вавилоне он не был так популярен, как сегодня. В маркетинговом исследовании, проведенном компанией «Эй–Си Нильсен», утверждается, что пиво уже стало самым популярным в мире, оставив позади кока–колу и компанию лимонадов, а также вино, не говоря уже о водке. Но и это еще не предел, утверждают его авторы: «партия» любителей пива, численность которой стабилизировалась на Западе, растет как на дрожжах в таких странах, как Китай и Россия, где оно десятилетиями относилось к разряду дефицита. Что ж, есть повод порассуждать о национальных особенностях такого, не побоюсь этого слова, социального явления, как пиво.

Беларусь

По официальным данным, в прошлом году в нашей стране на человека было продано 38,5 литра пива. Рост по сравнению с предыдущим годом еще значительнее, чем в России.

Принято считать, что по мере повышения благосостояния страны ее население переходит с крепких алкогольных напитков на слабые. Динамика потребления пива, которую демонстрируют Россия, Беларусь и другие государства СНГ, где в последние годы постоянно растет ВВП, добавляет аргументов в пользу этой теории. Хотя так уж радоваться увеличению потребления пенного напитка, видимо, не стоит: медики бьют тревогу по поводу распространения пивного алкоголизма. По содержанию этилового спирта бутылка пива, считающаяся не выпивкой, а так, баловством, эквивалентна 50 граммам водки.

Как и россиянин, белорус консервативен в своих предпочтениях. По данным мирового лидера маркетинговых исследований компании «Эй–Си Нильсен», почти 90 процентов всего реализованного хмельного напитка относится к средней ценовой категории, 80 процентов рынка занимает светлое пиво.

В последнее время наиболее активно обсуждались два события, тем или иным образом способные повлиять на пивной рынок Беларуси. Во–первых, любители хмельного напитка ждут, какие последствия будет иметь снятие ограничений на ввоз российского пива. Во–вторых, только что Палата представителей приняла проект закона «О рекламе», который устанавливает полный запрет на наружную рекламу пива.

Россия

В этой стране есть шуточная поговорка: «Лучшее пиво – это водка». И действительно, долгое время Россия прочно ассоциировалась именно с этим крепким алкогольным напитком. Однако после распада СССР и особенно быстро в последние несколько лет россияне движутся к тому, чтобы по праву считаться пивной нацией. В прошлом году продажи пенного напитка продолжали увеличиваться: рост составил 10 процентов. При этом водки россияне не стали потреблять больше, а вина, наоборот, выпили на пять процентов меньше, чем в 2005 году.

Безусловным лидером является компания «Балтика», просто–таки оккупировавшая более трети российского рынка пива. Ей принадлежат 10 пивоваренных заводов в России. Вместе с еще двумя ТНК – «Хайнекен Россия» и «САН Интербрю» – она продает 70 процентов всего пива, покупаемого россиянами.

Характерная особенность российского потребителя – его консерватизм. В четырех случаях из пяти он выбирает светлое пиво средней крепости.

Любопытно сравнить среднестатистического россиянина, выбирающего пиво, назовем его Иваном Ивановичем, с тем, кто предпочитает водку, – пусть он будет Петром Петровичем. Составить их социальные портреты помогают результаты опроса фонда «Общественное мнение».

Сразу нужно сказать, что Иван Иванович, как и Петр Петрович, скорее всего, мужчины: половина мужского населения страны пьет пиво или водку и только пятая часть опрошенных женщин потребляет эти напитки. Оба наши героя живут в городе. Но Иван Иванович значительно моложе своего визави, ему от 18 до 35 лет – такой возраст у 51 процента любителей пива. И один и другой, скорее всего, имеют среднее образование, но преимущество Ивана в том, что он с большой долей вероятности еще учится в вузе (примечательно, что россиянин с высшим образованием предпочел бы выпить вина). И самое главное – тот, кто предпочитает пиво, значительно более оптимистически настроен по отношению к жизни, чем тот, кто пьет «горькую».

Чехия

Богемия, один из регионов нынешней Чешской Республики, претендует на мировую «пивную славу» по двум причинам. Во–первых, в пересчете на душу населения чехи пьют пива даже больше, чем их соседи немцы (158 литров против 119 в год). Во вторых, Богемия – родина золотистого лагера. В 1842 году его начали варить на только что построенном «Мещанском пивоваренном заводе» (названием он обязан тому обстоятельству, что был построен местными пивоварами в складчину) в Пльзени, пользуясь технологией «холодного созревания» – lager по–немецки означает «хранилище», – разработанной в Баварии. Однако, в отличие от темных баварских лагеров, пльзеньское имело приятный бледно–золотистый оттенок. Оно быстро завоевало весь мир. Вскоре новый сорт стали варить в самых разных странах, называя его «Пилснер», «Пилсенер» или для краткости просто «Пилс». Это пиво имеет выраженный привкус прожаренного солода и хмеля.

Качество чешского пива давно приобрело легендарную славу, однако в годы «холодной войны» его нечасто удавалось отведать. При коммунистическом режиме 70 пивзаводов страны принадлежали государству, но в ходе приватизации эти предприятия расхватали по дешевке международные компании. «САБ–Миллер» стала владельцем брэндов «Пилснер Уркелл», «Гамбринус» и «Велкопоповицкий Козел», а «ИнБев» купила Пражский пивоваренный завод – из его продукции наибольшей известностью пользуется «Старопрамен» («Старый ручей»). Экспортируется и еще одна марка чешского пива – великолепный «Будвар/Будвайзер» с привкусом жареного солода, ванили и горчинкой хмеля. Завод, на котором он производится, остается в собственности государства: правительство хочет уберечь брэнд от цепких объятий его американского тезки.

США

Сегодня в этой стране происходит настоящая революция в области «кустарного» пивоварения: здесь действует более 1.300 «микропивоварен». В прошлом году их совокупный объем продаж увеличился на 16 процентов, и сейчас на долю таких пивоварен приходится более 10 процентов от общего объема производства.

«Сухой закон» 1920 – 1930–х годов погубил пивоваренную отрасль с богатыми традициями производства британских и немецких сортов. После этого огромный американский рынок обслуживала горстка гигантов во главе с «Анхойзер–Буш» (производителем «Будвайзер»), наводнив его водянистыми и пресными имитациями настоящего лагера. На этикетке «Будвайзер», к примеру, сообщается, что пиво сделано из «лучших сортов риса, ячменного солода и хмеля». Именно безвкусный рис и подытоживает букет этого сорта. Другие гигантские компании в больших количествах используют в качестве добавки дешевую кукурузу.

Китай

Ожидается, что к концу нынешнего десятилетия Китай, обогнав США, выйдет на первое место в мире по пивному производству, пишет в британской «Гардиан» редактор «Путеводителя по хорошему пиву» Роджер Протц. Перевод его статьи опубликован на сайте Инопресса.ру. В результате либерализации китайской экономики на этот гигантский рынок пришли крупнейшие мировые компании – они строят новые пивзаводы или приобретают пакеты акций уже имеющихся. Крупнейшая американская пивоваренная компания «Анхойзер–Буш» владеет 30 процентами акций старейшего и крупнейшего в Китае завода в Циндао. Завод построили немцы еще в 1903 году. Они же создали в этом районе первые плантации хмеля.

По приблизительным подсчетам, в стране действует около 850 пивоваренных заводов, но скоро их число увеличится: на рынок все активнее выходят гиганты вроде «Карлсберг», «Фостерс», «Гиннесс», «Хайнекен». Эти международные компании сосредоточивают усилия в городах, где 70 процентов населения составляют люди моложе 35: молодежь считает пиво атрибутом западного образа жизни. За исключением «Гиннесс», транснациональные корпорации производят в основном светлые лагеры, горьковатые на вкус, с добавлением риса в качестве дешевого дополнения к ячменному солоду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter