Евгений и Захар Плескач давно мечтали побывать по ту сторону манежа
В то время как одноклассники, затаив дыхание, следили за трюками воздушных гимнастов и смеялись над клоунскими репризами, Евгений Плескач, тогда еще просто столбцовский школьник, задавался вопросами: зачем нужны все эти тросы? где стоят лошади в ожидании своего выхода? и что скрывает зеленый бархатный занавес? Спустя почти 20 лет Евгению, теперь уже дипломированному инженеру и отцу пятилетнего Захара, удалось исполнить мечту: издательский дом «Беларусь сегодня» помог попасть в святая святых – закулисье Белорусского государственного цирка.На свидание – в цирк
К служебному входу, откуда начинается экскурсия, Евгений приходит вместе с сыном. Несмотря на юный возраст, Захар – зритель со стажем: в этом здании под куполом он был раз пять, ведет подсчет папа:
– Наша знакомая работает в цирковых кассах, и она всегда так искренне хвалит каждую программу, что мы бежим покупать билеты – никакой дополнительной рекламы не нужно. К первому для Захара визиту в цирк готовились всей семьей. Прочитали в интернете, что чаще всего дети пугаются, когда гаснет свет и когда оркестр начинает играть туш. Поэтому заранее показали сыну видео, все объяснили – в итоге первое знакомство прошло как по маслу.
Сейчас для Захара поход в цирк – главный праздник, с которым может сравниться разве что Новый год. Так когда-то было и у Евгения:
– Несмотря на то, что я рос и учился в 80 километрах от Минска, в Столбцах, родители часто брали билеты в Белгосцирк. Правда, однажды мама перепутала даты, и мы приехали на представление на три недели раньше. Но родители не растерялись: сказали, что у дрессированных кабанов – а именно они должны были стать гвоздем программы – разболелись животы, и выступление отменили. К счастью, я был в том возрасте, когда в это еще верится.
Став студентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Евгений не прекратил заглядывать на представления – даже водил на свидания в цирк жену Александру:
– Чем чаще тут бывал, тем больше хотелось знать: а что там, по другую сторону манежа? Я играл в студенческом театре, готовил сюжеты для университетского телевидения и поэтому неплохо представляю, как устроена ТВ-студия или театральные подмостки. Но цирк всегда оставался для меня большой тайной.
Манежей много не бывает
Нашим персональным гидом стала воздушная гимнастка Анастасия Туманова. Спустя пять минут с начала экскурсии делаем первое открытие: оказывается, у Белгосцирка есть еще один манеж, репетиционный, который по размерам не уступает основному – те же 13 метров в диаметре. Он никогда не пустует: по негласному цирковому правилу до обеда репетируют номера с животными, а после на ковер выходят гимнасты, эквилибристы, жонглеры, клоуны.
Сейчас здесь оттачивает новые трюки коллектив Бориса Лазарова – виртуозы джигитовки, которые не то что коня на скаку остановят, но и на полной скорости запрыгнут ему на спину. Лошади удивленно поглядывают в сторону нашей скромной делегации: на репетиционном манеже гости – редкость.
– А что это? – обращает внимание Евгений на трос, прикрепленный к поясу наездника.
– Это лонжа – веревка, которая удержит артиста в случае падения с лошади: он просто «повиснет» в воздухе, – проводит ликбез Анастасия Туманова. – Но это только для репетиций: на самом выступлении страховки не будет.
Присаживаемся на банкетку возле манежа и наслаждаемся номером. Лошадь проносится мимо на такой скорости, что нас обдувает ветром:
– Это даже ближе, чем если бы мы сидели в первом ряду! – восклицает Евгений.
А что в «кармане»?
Следующая остановка на нашем маршруте – музей. Под стеклом собраны награды белорусских артистов, предметы реквизита и раритетные фото. Например, черно-белый снимок 1930-х годов, где запечатлен дедушка современного цирка – шапито на 1200 мест, которое стояло в нынешнем парке имени М. Горького и сгорело в первые дни войны. Впрочем, удержать внимание пятилетнего ребенка фотографиями, даже эксклюзивными, сложно, поэтому мы устремляемся на главный манеж.
Открытие номер два: цирковая сцена не стоит на земле, как можно подумать. Под ней – глубочайший колодец высотой с пятиэтажку, удивляет Анастасия:
– А еще у нее четыре сменных манежа, которые прячутся в этом колодце и выезжают по необходимости. У всех – разные покрытия: каучуковое лучше всего подходит для номеров с животными, паркетное – для танцевальных шоу, а деревянное – для цирка на воде или на льду.
В музее Белгосцирка можно увидеть награды белорусских артистов, предметы реквизита и раритетные фото
И, конечно же, мы заглядываем за темно-зеленый бархатный занавес, который так будоражил воображение Евгения в детстве. Прямо за ним находятся «карманы», где складируется реквизит, задействованный в программе. Со стороны может показаться, что все лежит как попало, предупреждает наш вопрос Анастасия:– Но на самом деле здесь свой порядок. Благодаря ему любой реквизит может оказаться у артиста буквально за секунды.
На «десерт» отправляемся в конюшни: на пропахшем сеном минус первом этаже живут лошади, пони и даже верблюды. Рядом – кухня, ветеринарный кабинет и выход во внутренний дворик, куда зверей отправляют на прогулку.
На минус первом этаже живут лошади, пони и даже верблюды
Больше всего Захару понравился 24-летний Сердолик: раньше породистый белоснежный скакун выступал в программе у Бориса Лазарова, а сейчас на пенсии.Насмотревшись и нафотографировавшись, выходим на улицу.
– Спасибо за то, что исполнили мою мечту. Теперь, когда в следующий раз поведу Захара на представление, буду смотреть на все другими глазами.
Благодарим руководство Белгосцирка за помощь в организации экскурсии.
krupenk@sb.by