Билет в один конец

На 30 процентов подорожал проезд в пригородных и междугородных автобусах.
На 30 процентов подорожал проезд в пригородных и междугородных автобусах.

Теперь в автобусах пригородного сообщения поездка обойдется от 11,6 до 24,8 рубля за километр и 16,9 - 28,8 рубля - в автобусах междугородного сообщения. В зависимости от скорости и комфортности. Кстати, транспортники теперь предлагают нам четыре варианта передвижения: на обычном, скоростном, дополнительном и экспрессном автобусе. Тем не менее все это мало меняет ситуацию в общественном транспорте. Занятно, однако...

Ситуация в общих чертах сегодня выглядит неважно. Отрасль несет 70 - 75 миллиардов рублей убытков ежемесячно, три четверти автобусов в возрасте свыше 7 лет. И, по словам нового министра транспорта и коммуникаций Михаила Борового, если бы 485 имеющихся "ЛиАзов" списать, то на сэкономленные от их нескончаемых латаний деньги можно дополнительно купить 38 новых автобусов.

Уместно напомнить: тарифы в отрасли последний раз пересматривались где-то в начале года. Но и нынешнее повышение не прибавило оптимизма начальнику управления автомобильного транспорта Минтранса Валерию Миленькому. По его словам, междугородные перевозки медленно, но верно изживают себя. Поставленные перед необходимостью самоокупаемости, предприятия постоянно работают с убытками. Пригородные рейсы вроде как дотируются. Но вместо половины затрат, как предусмотрено законом, бюджеты финансируют их на 36 - 48 процентов. У автопарков нет денег на топливо, запчасти, зарплату. Как заметил Валерий Миленький, рост тарифов только предотвратил остановку транспорта, агония же его продолжается.

А корень зла в том, что сегодня в государстве не урегулирован вопрос финансирования пассажирского транспорта. Тарифы устанавливает Министерство экономики, деньги выделяет Минфин, работу заказывает исполком. И как водится, у семи нянек дитя без глазу. Каждое ведомство преследует свои интересы, а в результате автопарки деградируют и годами не видят прибыли.

Давненько начались разговоры о расширении полномочий местной власти в этом вопросе. Суть реформы: исполкомы должны покупать транспортную работу в том объеме, в котором сумеют оплатить, и по тем тарифам, которые будут приемлемы для предприятия. Эта норма перекочевала в Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", недавно принятый парламентом и вступающий в силу с января будущего года.

Но до того, по словам первого заместителя министра транспорта Василия Чоловского, в развитие наболевшей темы готовятся постановление правительства о финансировании транспорта и соответствующий указ Президента. Если они успешно пройдут согласования и будут приняты, то за транспортные тарифы, как, в общем-то, и за качество обслуживания, станет отвечать местная власть. Причем в густонаселенных районах стоимость поездок в общественном автобусе может в несколько раз отличаться от "хуторных". Величина реальных затрат станет для того основанием. Но, как заметил Василий Чоловский, население согласно на более высокую цену поездок - лишь бы они были. А то ведь как сегодня случается: тариф вроде бы копеечный, а сельский житель, к примеру, воспользоваться услугами транспорта все равно не может - автобус в деревню не пришел, потому что стоит на непрекращающемся ремонте...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter