Гомельская прокуратура взяла под жесткий контроль ситуацию с правонарушителями-алкоголиками

Билет в ЛТП

Прокуратура Гомеля всерьез взялась за буйных алкоголиков. Списки тех, кто подшофе нарушал закон, расширяют и перепроверяют. По статистике, почти 80 процентов преступлений происходят после распития спиртных напитков. Кардинально изменить ситуацию могут только кардинальные меры.



Зимние праздники потрясли Гомель целой серией жестоких преступлений, совершенных в алкогольном угаре. Под Новый год две пьяные подруги повздорили из–за взглядов на зарплату. Одна полоснула вторую по горлу кухонным ножом. Врачам чудом удалось спасти пострадавшую. Спустя 13 дней компания пьяных молодых людей поссорилась во время ночного застолья. Одного из собутыльников забили до смерти, а тело спрятали в кухонный шкафчик и ушли. Там его и обнаружила проснувшаяся утром хозяйка дома. Самая жуткая история, шокировавшая всю страну, — убийство трехмесячной девочки родителями–алкоголиками. Папа требовал у мамы деньги на выпивку, та не давала, и он задушил ребенка. Мертвую Снежану убийцы оставили в коляске, а сами ушли бродяжничать («Горе в детской коляске», «СБ» за 17 января). Мумифицированное тело младенца милиция нашла только через 7 месяцев, вскрыв квартиру. Все эти ужасы — вершина преступного алкогольного айсберга, уверен старший помощник прокурора Гомеля Кирилл Вышняков:

— Почти 80 процентов уголовных и административных дел начинаются фразой «после распития спиртных напитков». Более 40 процентов убийств и причинения тяжких телесных повреждений совершаются лицами, которым прямая дорога в лечебно–трудовой профилакторий. Поэтому прокуратура Гомеля проводит проверку всех, кто трижды и более совершал правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, но по различным причинам не попал в ЛТП. Еще одно направление — ограничение дееспособности по решению суда. Это когда за выпивающих граждан зарплату или пенсию получают родственники.

Уже выявлены представляющие опасность алкоголики в Советском районе Гомеля — 930 человек. По каждому из них будет проводиться проверка. Логика действий прокуратуры простая: лучше пусть пьющий нарушитель пробудет 12 месяцев в ЛТП, чем совершит преступление и сядет на несколько лет в тюрьму. В этом случае показательна история убитой трехмесячной Снежаны. В 2013 году ее биологический отец 4 раза привлекался за правонарушения в нетрезвом виде. Окажись он в ЛТП, трагедии удалось бы избежать.

Я отправился с участковыми милиционерами по гомельским притонам. Клиенты здесь весьма колоритные. В одной из квартир дома по улице Урицкого проживает недавно вернувшийся из трудового профилактория 59–летний Дмитрий Губкин. Его туда упрятала супруга, которая спустя 5 месяцев отправилась по следам мужа. Соседи вздохнули с облегчением — постоянные попойки и скандалы закончились. Теперь в квартире тихо и темно. Свет отключили за неуплату, признается трезвый как стеклышко вчерашний дебошир:

— За все коммунальные — задолженность, плюс за квартиру 700 тысяч. Где взять? Я только вернулся, на работу по специальности сантехник не могу пока устроиться. Я — жертва! Видите, жены нет, и все тихо. Это она водила компании и меня спаивала. Разведусь с ней.

В доме через дорогу, наоборот, семейная «идиллия». Станислав Васюченко через 10 дней по решению суда отправится в ЛТП. Его сожительницу Марию Тищенко туда не берут, у нее уважительная причина — статус пенсионера. Пара последние дни перед расставанием проводит в пьяном угаре. В трехкомнатной «хрущевке» давно отрезаны свет, газ и вода. Милиционеры говорят: это тихие пьяницы, соседи стали жаловаться не на шум, а на запах и клопов, которые отсюда расползлись по всему подъезду. На мои вопросы о средствах к существованию пара дает бессвязные ответы:

— Пенсия у нее есть... и бутылки собираем... живем нормально.

Старший участковый инспектор милиции Новобелицкого РОВД Александр Кундас местных асоциальных элементов держит на жестком контроле. Отмечает, что гладко бывает на бумаге, в жизни все куда сложнее:

— Самых буйных мы постоянно отслеживаем, готовим документы в ЛТП. Но есть и свои проблемы. Например, имеющие два правонарушения затихают, пьют осторожнее, уезжают за город, а иногда и в другую область. Ждут. Через год все нарушения снимаются. Плюс пенсионеров и граждан с противопоказаниями по здоровью в ЛТП не направишь. А таких немало, они спокойно продолжают пить. Выезжаем разгонять притоны. Очень большая проблема — доступность дешевого алкоголя.

Узкие коридоры Гомельского областного наркологического диспансера никогда не пустуют. Серые лица, красные глаза, болезненные взгляды. Многих пациентов привели родственники. В год в области услугами наркологов пользуются более 16 тысяч человек.

Это те, кто хочет победить зависимость от «зеленого змия». В прошлом году 2.058 клиентов приехали сюда не по своей воле, все — многократные нарушители правопорядка в пьяном виде. Их освидетельствовали для дальнейшего перевоспитания. Именно перевоспитания. В лечебно–трудовом профилактории упор делается на трудотерапию. За 12 месяцев в области такой путь отрезвления проходят около полутора тысяч человек. Об эффективности ЛТП рассказывает заместитель главного врача Гомельского областного наркологического диспансера Дмитрий Терещенко:

— По статистике, в течение трех месяцев после выхода из ЛТП 58,6 процента начинают употреблять спиртное. За год — еще 22,3 процента. В итоге только 13,1 процента бросают свое болезненное пристрастие. Но это тоже немало. К тому же из тех, кто снова начал пить, 16,7 процента обращаются к нам за лечением.

Если рассматривать ЛТП как профилактику будущих преступлений, то простыми проверками делу не поможешь. Нужны дополнительные ресурсы. В области всего 30 врачей психиатров–наркологов для обслуживания взрослого населения. Если они будут заниматься возросшей клиентурой ЛТП, выстроится гигантская очередь из законопослушных граждан, желающих лечиться от алкоголизма. Да и в спецпрофилакториях потребуются дополнительные места.

Кстати, в позапрошлом году наша страна оказалась на первом месте в мире по употреблению чистого спирта на душу населения. Об этом официально сообщила Всемирная организация здравоохранения в ежегодном докладе «О положении в области алкоголя и здоровья». Если верить подсчетам экспертов, в среднем один житель страны старше 15 лет потребляет 17,5 литра чистого спирта в год. Мужчины пьют больше — 27,5 литра чистого спирта, женщины меньше — 9,1 литра. Вряд ли за год ситуация изменилась коренным образом. «Билет» в ЛТП позволит сократить преступность, но как изменить печальную тенденцию?

Прямая речь

Министр внутренних дел Игорь Шуневич 23 января на коллегии по подведению итогов работы милиции Гомельской области за 2014 год отметил:

— Наиболее тяжкие преступления происходят в среде, где процветают алкоголизация и семейные неурядицы. Поэтому в предстоящем году особое внимание будет уделено работе с асоциальными гражданами. Чаще всего источником агрессии или злого умысла становится алкоголь. Мы должны принимать кардинальные меры для решения этой проблемы. И мы их примем.

sb_gomel@mail.ru

Советская Белоруссия № 50 (24680). Вторник, 17 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter