Билет в ХIХ век

Железнодорожный вокзал в Гродно поможет вернуться на два века назад. В Гродно планируют пустить ретро-поезд до станции Поречье, а в историческом здании паровозного депо сделать музей железнодорожного транспорта.

Железнодорожный вокзал в Гродно поможет вернуться на два века назад.

В Гродно планируют пустить ретро-поезд до станции Поречье, а в историческом здании паровозного депо сделать музей железнодорожного транспорта.


Вокзал сегодня. фото…Дежурный по станции в кителе и со старинным фонарем провожает пассажиров до поезда Гродно – Поречье. Люди рассаживаются в вагоны первого, второго и третьего классов – согласно купленным билетам. Во время путешествия в интерьере ХIХ века гид рассказывает об истории Белорусской железной дороги и достопримечательностях Гродненщины. После остановки на несколько часов туристы возвращаются обратно в Гродно.
Примерно так будет выглядеть поездка в ретро-поезде.

 

Внимание! Поезд отправляется!


Как сообщают в пресс-центре Белорусской железной дороги, четыре вагона поезда, скорее всего, будут новыми: их планируют сделать на минском и гомельском заводах, а интерьер стилизовать под старину в соответствии с классами. Поезд сможет ходить на жидком и твердом топливе. По словам начальника железнодорожного вокзала станции Гродно Александра Соколовского, маршрут ретро-поезда до Поречья выбрали не случайно – это была первая железнодорожная ветка сообщения на территории Беларуси. В 1852 году был подписан указ о сооружении первой в Беларуси железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. А через десять лет на этой дороге открылось регулярное движение поездов.
Согласно архивным документам, рассказывает художник железнодорожной станции Гродно Елена Климова, в первом поезде Санкт-Петербург – Варшава вагоны были четырех классов. Купив билет первого класса, можно было ехать в купе, рассчитанном на восемь человек, с мягкими диванами и обитыми стенами. Во втором классе попутчиков было десять. В третьем пассажиры ехали в еще более скромных условиях. От условий зависела цена билета. До Вильно, к примеру, она варьировалась от двух до пяти рублей. Удовольствие не из дешевых: стоимость поездки равнялась стоимости коровы.


Во сколько обойдется поездка в старинных вагонах теперь, пока неизвестно. Сегодня до Поречья можно доехать за 1630 рублей. Обычно этим маршрутом пользуются дачники и любители собирать грибы и ягоды. В рамках проекта на станции Поречье планируют построить амфитеатр для выступления оркестра, детскую площадку, пункты питания и сувенирные магазины. Как пояснили на железнодорожной станции Гродно, стоимость билета в ретро-поезде будет зависеть от класса вагона.


Часы, фонарь и водокачка


Вокзал в 19 веке. фотоПо задумке, старинный поезд будет отправляться от перрона рядом с историческим зданием паровозного депо, которое располагается в 500 метрах от вокзала. Сейчас это жилое здание, однако людей планируют переселить к октябрю нынешнего года.


К слову, сведений об этом строении достаточно мало: его не наносили на карту города, оно считалось секретным объектом. Правда, известно, что это было двухэтажное здание. Предполагается, что депо было построено во второй половине XIX века. По крайне мере, на почтовой открытке 1907 года отчетливо виден его фасад. К тому же согласно архивным документам в это время к вокзалу провели водопровод, а паровозное депо не могло работать без воды. Кстати, водонапорную башню, которая находилась рядом с перроном, возможно, также воссоздадут. Депо могло быть построено и раньше. В архивных документах, которые собрал гродненский историк Игорь Трусов, упоминается его название в связи с 1863-1864 годами. Надстройка третьего этажа появилась в 1949 году, когда дом сделали жилым, а депо построили рядом, на противоположной стороне рельсов. Сегодня в местах, где слезла краска и штукатурка, просматриваются заложенные кирпичом арочные полусводы, откуда выходили паровозы.


На первом этаже депо хотят разместить музейную экспозицию. Оборудуют место дежурного по станции, экспонатами же станут старинная железнодорожная форма, сигнальные фонари, средства связи и часы разных эпох. Планируют сделать макет старого железнодорожного вокзала и моделей паровозов и поездов. «Мы собираем коллекцию, поэтому просим всех граждан, у которых есть предметы, связанные с железной дорогой, внести свой вклад в музей», – рассказала Елена Климова.


Здесь же появятся портреты знаменитых персон, посещавших железнодорожный вокзал. Николай II, к примеру, прибыл в Гродно с женой и двумя дочерьми в 1914 году. Царь тогда заслушал доклад о расположении немецких войск. К слову, на фоне гродненского железнодорожного вокзала снимался Владимир Высоцкий для фильма «Я родом из детства».


Второй этаж музейного комплекса отдадут под залы для конференций и заседаний, также обустроят там комнаты гостиничного типа с атмосферой двухвековой давности.


Возможно, что этот проект включат в региональную программу «Спадчына», принятую для воссоздания историко-культурных объектов и организацию музеев на территории Гродненской области. Музей первой железной дороги на территории Беларуси планируется открыть к 2012 году, к 150-летию образования Белорусской железной дороги.

 

Вера САМОЙЛОВА, фото автора и из архива
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter