О транспортном конфликте в Колодищах

Билет не на балет

Дожили. Водитель рейсового автобуса избил пассажира. Безобразнейшая ситуация произошла недавно в Колодищах. Дело, если верить рассказам, обстояло так: шофер отказался трогаться с остановки, пока в салоне будет хоть один безбилетник. Один из опаздывающих пассажиров (с билетом в руках) слишком рьяно стал этим возмущаться и... получил по лицу. Руководство перевозчика этот инцидент по горячим следам прокомментировало хоть и эмоционально, но однозначно: если подтвердится, что виноват водитель, — будет наказан он, иначе ответит пассажир.


Водителя, конечно, оправдывать не стану и, пожалуй, присоединюсь к группе негодующих интернет–комментаторов: неуравновешенным за рулем не место! Он уже, к слову, уволен. Но эту ситуацию бездействием отчасти спровоцировали сами транспортники. Одной поездки в вечерний час пик было бы достаточно, чтобы понять: обстановка на маршруте настолько нервная, что столкновений, похоже, не избежать...

Кому из пассажиров в век, когда время — деньги, понравится топтаться на остановке в ожидании, пока водитель продаст билеты через переднюю дверь всем входящим? Не 10 человек, надо заметить, порой даже не 30. Кому из водителей хочется быть оштрафованным за единственного безбилетника в переполненном салоне? Отвертеться ведь не получится. Таковы особенности пригородных перевозок: с водителей, ссылаясь в том числе на Кодекс об административных правонарушениях, за отсутствие билета у пассажира спрашивают по всей строгости. Это раньше смотрели сквозь пальцы, а нынче контролеры неумолимы. Прецеденты подобного служебного рвения — наказать за иголку в стоге сена — уже были. Поэтому и предшествовавшее драке поведение водителя в Колодищах (зная о том, что в автобусе безбилетники, выключить мотор и ждать от них денег за проезд), на мой взгляд, продиктовано отнюдь не показательной принципиальностью — желанием сберечь копейку для собственной семьи.

С другой стороны, может быть, пора перестать считать Колодищи пригородом? Ведь этот крупный жилой массив нынче таковым является только формально. Скорее речь о ближайшем к столице спальном микрорайоне, добрая часть жителей которого работает именно на экономику города. Колодищи, по сути, остаются «последними из могикан». Едва ли не все ему подобные населенные пункты вблизи Минска — Гатово, Боровляны, Копище, Озерцо, Тарасово — свои городские маршруты уже получили, тем самым избавившись от вышеперечисленных проблем.

Впрочем, большой вопрос: кто именно может инициировать решение о придании маршрутам в Колодищи статус городских? Оператор кивает на перевозчика, перевозчик на оператора, а воз и ныне там. Проще, конечно, все взвалить на водителя. Только его ли это дело — быть одновременно кассиром и ревизором, когда и так ответственность колоссальная? Что за ситуация такая, когда, несмотря на наличие касс и продавцов билетов на остановках, на внедрение автоматической системы оплаты проезда, на которую потратили немалые деньги, именно водители, работающие на колодищанских маршрутах, продают, я наводил справки, едва ли не три четверти билетов? Чем занимаются остальные?

Для сравнения: месячная выручка по электронным проездным в этом же направлении — всего 9 миллионов рублей. Проще говоря, в день прикладывают карточки к валидатору около 60 пассажиров. Можно пенять на несовершенство законодательства: предварительно в кассе продаются квитки лишь на конкретный маршрут и время отправления, при этом в Колодищи идут сразу несколько автобусных «номеров», а интервалы настолько малы, что люди предсказуемо садятся в первый подвернувшийся. А еще можно признать: попытка поменять кондукторов на электронные «примочки» в загруженном пригороде даже спустя год выглядит слабой потугой без определенной стратегии. Страдает от этого не транспортное руководство — в первую очередь водители и пассажиры.

Думаю, время находить компромиссы. Или после драки кулаками не машут?

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 104 (24986). Пятница, 3 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter