Дифференцированный тариф на проезд: платить за расстояние или время в пути?

Билет на продвижение

Оплата транспортных услуг должна для всех быть такой же естественной, как и расчет в магазине за товар. Однако в автобусах и троллейбусах некоторые пытаются проехать «зайцем». Почему? Порой звучат доводы: «За одну остановку должен платить, как будто весь город объехал! Где справедливость?» За последние годы в стране многое сделано для совершенствования системы транспортной оплаты. Сейчас в Минске работают над введением дифференцированного тарифа. За что именно платить — за расстояние или время в пути? Какой вариант предпочтительнее и о чем свидетельствует опыт других стран — рассуждают  наши эксперты.

Фото Кристины Хилько

Тариф против «зайцев»

Система дифференцированной оплаты проезда преследует две цели — обеспечить удобство пассажиров при оплате и исключить возможность безбилетного проезда. В прошлом году в МАРТ подсчитали, что минчане оплачивают чуть более 60% затрат на общественный транспорт. В столице проезд в автобусе, троллейбусе и трамвае стоит 60 копеек, в метро — 65. Но даже при такой стоимости проезда безбилетники находят целый арсенал уловок, чтобы не платить.

Количество неплательщиков не уменьшается. По данным «Минсктранса», в сентябре этого года контролеры выловили более 12 тысяч «зайцев». Практически столько недобропорядочных граждан было в сентябре прошлого года. На самом же деле безбилетников больше — каждый день наземный транспорт Минска перевозит около миллиона человек, за месяц получается порядка 30 миллионов. Вопрос заключается в том, что необходимо повышать дисциплину пассажиров, прививать им сознательность.

 Многие жалуются на то, что оплата услуг общественного транспорта обходится для личного бюджета слишком дорого. Особенно если ездить приходится много, да еще и комбинировать поездки по городу. Нужно сделать так, чтобы покупка проездных превратилась в выгодное предприятие. Хотя всегда найдутся люди, которые будут пытаться проехать «зайцем». И остановит их только страх серьезного наказания. У нас штраф за безбилетный проезд составляет 0,5 базовой величины — 12 рублей 25 копеек. В Польше штраф почти в 80 раз превышает стоимость 20-минутного одноразового билетика и составляет на наши деньги около 150 рублей. В Стокгольме — 150 евро.

Интересен и опыт Израиля, где безбилетников нет в принципе. Заходит пассажир только через переднюю дверь, водитель продает билеты сам, вставляешь проездной в автомат, и тебе выдается билет.

 В интернете активно обсуждают повременную систему оплаты проезда: пассажир платит один раз и добирается из точки А в точку Б в установленное время на любых видах транспорта. Уверена, большинство восприняло бы инициативу положительно. Введение повременного тарифа может сэкономить время и деньги при многочисленных пересадках. Многие безбилетники рассуждают так: почему я обязан платить за две остановки столько же, как за десять? Обратите внимание, сколько людей каждый день запрыгивает в общественный транспорт и проезжает пару остановок «зайцем».

Хочется затронуть еще одну тему. Система оплаты в Минске совершенствуется. В трамвае № 6 (ДС «Серебрянка» — ДС «Зеленый Луг») пассажиры могут рассчитаться за проезд бесконтактной карточкой. Заплатить можно гаджетами с поддержкой технологии NFC: смартфонами или умными часами. В личном кабинете на сайте системы можно увидеть историю поездок и расходов, получить электронный чек. На всех станциях Минского метро проезд можно оплачивать бесконтактной карточкой. Но в то же время обычный талончик купить бывает не так уж и просто. Киоски, где продают проездные билеты, есть далеко не на каждой остановке. У водителя порой не оказывается сдачи с крупных купюр, а оплата картой у него не предусмотрена. В прошлом году дифференцированный тариф за проезд в общественном транспорте был введен в Нур-Султане. Эксперты отмечают: нововведение стимулировало граждан к безналичной оплате проезда. Итог — доходы перевозчиков за счет нововведения увеличились на 40%.

К сожалению, у нас еще немало любителей проехать в общественном транспорте бесплатно. Нарушителей наказывают рублем, увеличивают штрафы, но важно, чтобы каждый из нас понял — неплательщики воруют именно у нас с вами. И такое поведение нельзя одобрять.

Анна Салис, психолог


Остановки под счет

Действующие тарифы на проезд в общественном транспорте устарели. Нужно уйти от разделения проездных по видам транспорта. Пассажир должен без проблем добраться по своему проездному в пункт назначения хоть на трамвае, хоть на автобусе, хоть на троллейбусе. Сейчас нужно выбирать. Думаю, многим знакома ситуация: на дороге ЧП или идут ремонтные работы, и мы подбираем различные варианты проезда, дополнительно покупаем талон на одну поездку или едем «зайцем». Сейчас у нас есть талоны на автобус, трамвай, троллейбус, экспресс-автобус и жетон на метро. После ухода от разделения билетов на виды транспорта нужно добавить три тарифа, дифференцированных по времени, — на 15, 60 и 90 минут.

Талончик на минимальное время — своеобразный билет «для справедливости». Такой вариант будет удобен тем, кому нужно проехать 1—3 остановки, но платить полную стоимость не хочется. Логично, если он будет дешевле обычного талона. Например, стоимость аналогичных билетов в Польше, Литве, Германии составляет около 70% от суммы талона на стандартную поездку. Важный нюанс: билет на 15 минут не давал бы права пользоваться метрополитеном.

 Минск — город компактный. Особенно в плане передвижения. Дорога от окраины до центра занимает максимум час. Билета на 60 минут хватит, чтобы доехать из Малиновки в центр столицы. Есть градостроительные нормы, где отмечается, что в идеале от дома до работы жители крупных городов должны добираться за 45 минут.

В Праге, купив проездной билет на 30 или 90 минут, можно пересаживаться на любой общественный транспорт. Введение дифференцированных по времени билетов может увеличить пассажиропоток на общественном транспорте и повысить его окупаемость. Ведь зачастую, чтобы добраться с окраины в центр, нужно сделать 2—3 пересадки и заплатить 1 рубль 80 копеек. Неудивительно, что многие в таком случае выбирают маршрутку, проезд в которой обходится в 1,5—2 рубля.

Решение финансового вопроса может быть таким: сегодня стоимость одной поездки — 60 копеек. Условно билет на 60 минут мог бы стоить 70 копеек, на 15 минут — 45 копеек, на 90 минут — 1 рубль.

Введение нового тарифа не требует установки дополнительного оборудования, ведь валидаторы отмечают на талоне время и дату посадки.

Также в Минске можно перейти к оплате проезда в общественном транспорте по зонам. Например, город и пригород. Сейчас стоимость проезда в пригороде рассчитывается исходя из расстояния поездки. Пассажиров, которые пользуются проездными на бесконтактных картах (БСК) в пригороде, — минимум. Обычно билеты покупают у водителя. В результате мы видим следующую картину: автобус не может отправляться с остановки, пока водитель не продаст всем билеты. Время таких «простоев» может доходить до 10 минут! Введение зональных билетов могло бы заметно сократить время в дороге, увеличить скорость движения транспорта.

Теоретически зональную систему проезда реализовать можно, в техническом плане возникают нюансы. Были разговоры о введении тарифа, когда платить нужно за расстояние в пути в городском транспорте, как до недавнего времени было в пригородных маршрутах. Каждый автобус оборудован GPS-передатчиком, его местоположение определяется. Когда пассажир прикладывал в пригородном автобусе второй раз (на выходе) проездной на БСК к валидатору, списывалась определенная сумма. Специалисты Минтранса отмечали, что точность передачи данных при тестировании пилотного проекта составляла около 96%. Четыре процента — это когда пассажир либо не доплачивал, либо переплачивал. Из-за этих огрех от идеи, в общем-то хорошей, отказались. Да и ее воплощение весьма затратно.

Варианты дифференцированной по времени оплаты проезда не идеальны. Но это все-таки шаг вперед. И этот шаг, безусловно, как уже показал опыт соседних стран, дает положительный результат.


Кирилл Синютич, эксперт по транспорту инициативы «Умный город»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter