Библейские корни юридической мудрости

Состоялась презентация книги «Библия о правосудии, праве и морали», составленной Виктором Каменковым

В минской церкви Покрова Божьей Матери состоялась презентация книги «Библия о правосудии, праве и морали», составленной известным белорусским юристом Виктором КАМЕНКОВЫМ.

В который раз по-хорошему удивил заслуженный юрист Беларуси Виктор Каменков. Деятельный и творческий человек, Виктор Сергеевич в последнее время добился весомых результатов не только в основной своей работе в должности председателя Высшего Хозяйственного Суда, но и как ученый, профессор, доктор юридических наук. На общественном поприще он известен в качестве руководителя ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Регалий и авторитета у Виктора Сергеевича в достатке. Но вот дали о себе знать сильный человеческий порыв, желание высказаться на неожиданную тему. Необычное издание нашло свое печатное воплощение в Агентстве Владимира Гревцова.

— Удивительный и одновременно радостный повод собрал нас здесь вместе — увидела свет книга «Библия о правосудии, праве и морали». Составителем книги — Виктором Сергеевичем Каменковым — сделана попытка при помощи Библии осмыслить фундаментальные и нравственные основы права. Думаю, что первый опыт такого осмысления оказался успешным, — отметил во время презентации книги Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет.

Он особо подчеркнул, что инициатива в данном случае исходит от представителя светской науки — доктора юридических наук, профессора, председателя Высшего Хозяйственного Суда Беларуси. Этот труд представляет собой редкую, а потому более ценную попытку составить систематизированную хрестоматию в поисках библейских корней правосудия и права.

Во вступительном слове к книге Владыка привел высказывание святого Иустина Философа, который писал, что люди стараются скрыть свои преступления не из страха наказаний и человеческих законов, а зная, что от людей можно укрыться. Если же человек почитает Закон Божий, то он знает, что от Божественного Законодателя ничто не скрыто, и тогда человеческая совесть выступает лучшим гарантом социального мира и правопорядка. Потому новая книга призвана свидетельствовать, что никакое течение времени и эволюция сознания не должны приводить к отходу от библейских принципов, от наследия Творца, ибо они выше преходящих стихий мира сего. Сочетание временного и вечного в Библии, ее Божественное происхождение делают ее непреложным кладезем мудрости, а также источником права во все времена.

Виктор Каменков пять лет работал над книгой «Библия о правосудии, праве и морали». Она стала своеобразной антологией библейских повествований на тему права. В ней сделана попытка посмотреть на современное право, правосудие и мораль через призму Закона Божьего. Составитель издания высказал надежду, что оно вызовет интерес не только у юристов, а безразличных к этой книге будет совсем мало, поскольку она касается жизни каждого из нас. Участники презентации подчеркивали удивительную особенность: чем больше обращаешься к первоисточнику, тем больше нового для себя открываешь.

— Мне пришлось уже соприкоснуться с книгой «Библия о правосудии, праве и морали», — сказал Григорий Довгялло — первый заместитель председателя международного общественного объединения «Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла», начальник Центра международных связей и развития теологического образования Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла. — Книга — это прекрасный повод для философского осмысления нашей жизни. Человек, живущий по закону, во многом ограничен и стеснен, но иначе нельзя! Знание текстов Закона Божьего очень важно для каждого юриста.

— Мы провели анализ и нашли так много общего в деятельности судов и церкви, — сделал признание председатель Верховного Суда Беларуси Валентин Сукало. — Но не смогли выразить свои мысли и наблюдения. А вот Виктор Каменков смог. Честь и хвала ему за это!

Даже первичное изучение книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов позволяет сделать вывод, что современная система права представляет собой некий конгломерат христианского и материалистического мировоззрений, но в основе ее лежат Библейские, в том числе Евангельские, истины. Следовательно, правосознание большинства православных имеет те же корни. И это обязывает нас, делает вывод Виктор Каменков, использовать Закон вечный, явленный в Слове Божьем, в котором изложены правовые нормы и прецеденты, в современной законотворческой, судебной и другой государственной деятельности. Конституция Республики Беларусь не чинит для этого препятствий.

Ветхий и Новый Заветы показывают нам прецеденты государственного управления, устроения общественного порядка, а также примеры имущественного законодательства, семейного и уголовного права. В частности, Библия говорит, как надлежит поступать в отношении воровства, лжесвидетельства, неумышленного и умышленного убийства. Слово Божие защищает право собственности, определяет взаимоотношения между нанимателем и наемным работником, требует равенства граждан перед судом. Регулируя семейные отношения, Закон Божий во главу угла ставит семью так называемого патриархального типа. Как видим, в Слове Божьем отражены все сферы жизни человека и общества.

Приведем для иллюстрации один пример в подтверждение. Речь пойдет о требованиях, каким должен быть суд по своему существу (слова Моисея с благословения Господа): «изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими… И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать» (Втор. 1:13, 16—18); «…чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16: 18—20); «...обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» (3 Цар. 8:32).

Перечисленные принципы организации судопроизводства, правосудия и требования, предъявляемые к судьям, считает Виктор Каменков, изложены в наших законах не совсем полно и умело. И будет оправданным их дальнейшее совершенствование в данном направлении.

— Когда я работала с книгой «Библия о правосудии, праве и морали», — поделилась своими чувствами ее выпускающий редактор Елена Фадеева, — у меня на душе становилось светлее, радостнее, легче. Мне хочется пожелать, чтоб каждого из нас посещали такой свет и такая радость!

Думается, такое же удивительное состояние души ожидает и тех, кто будет читать необычную книгу. Не случайно Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет подчеркнул, что данное издание пробуждает тягу к Библии, способствует законопослушанию.

— Мы искренне приветствуем этот труд и введем его в качестве учебного пособия в православных учебных заведениях, — подытожил обсуждение книги во время ее презентации Владыка Филарет.

На наш взгляд, книгу «Библия о правосудии, праве и морали» необходимо брать на вооружение и светским учебным заведениям, в первую очередь тем, где готовят будущих юристов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter