«Би–2»: необратимость успеха

Когда читаешь историю группы «Би–2», то невольно обращаешь внимание на «сдутую», довольно короткую первую часть и просто наполненную всевозможными событиями вторую... CD–обзор ушами Сергея Пукста

Когда читаешь историю группы «Би–2», то невольно обращаешь внимание на «сдутую», довольно короткую первую часть и просто наполненную всевозможными событиями вторую. Очевидный водораздел в жизни музыкантов приходится на тот момент, когда Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым из пятидесяти потенциальных претендентов для участия в блокбастере «Брат–2» остановили выбор на наших бывших соотечественниках. После чего песня «Полковнику никто не пишет» начала свое автоматически победное восхождение на первые строчки хит–парадов. «Автоматически победное», потому что сердце слушателя было уже завоевано неотразимым обаянием Багрова–Бодрова, который под эту песню в стиле компьютерной игры расправлялся с теми, кто в его коллективной русской душе ассоциировался с понятием «враг».


Здесь я позволю себе небольшое отступление. С моей точки зрения, успех группы предопределили несколько факторов. Во–первых, участие группы в кинопроекте (что, кстати, остается абсолютно недооцененным ресурсом продвижения музыкантов на постсоветском пространстве). Во–вторых, статус вернувшихся «оттуда». Это один из наиболее любопытных механизмов советского–постсоветского сознания, которое воображает, что «там» живут «совершенно другие» люди. Но об этом позже. В–третьих, то, без чего первое и второе никогда бы не сработали, — индивидуальный, ярко очерченный стиль и (простите за клише) безусловная вера в собственную звезду. Поскольку именно последняя помогла ребятам, когда они с автоматами в руках работали охранниками в Израиле и на птичьих правах существовали в Москве, до того как к ним пришел первый успех.


После чего «Би–2» оставалось этот успех закрепить и продолжать оставаться собой в музыкальном плане, то есть играть, в общем, красивый мелодический рок. И тут ребятам помог их зарубежный опыт. Где сыграло роль все, вплоть до того, что они записывались в одной студии со знаменитой австралийской группой INXS.


Что ни говори, а слово «отличный» предполагает «отличие от других». А это и нездешний австралийский саунд (над сведением и мастерингом практически всех альбомов группы трудился их австралийский звукорежиссер). Также сыграла свою роль характерная больше для западных исполнителей раскованность музыкального мышления. И судя по списку мероприятий — по–западному четкий менеджмент, благодаря которому зритель, кажется, ни на минуту не забывает о своих любимцах. Дело в том, что у нас до сих пор существует некая ложная стыдливость, связанная с «недостойной» популярностью рок–музыканта. Советский и так называемый русский рок, озадаченный поисками истины, был устойчиво антигламурным явлением. Участие в различных поп–мероприятиях (конкурсах, телевизионных шоу и т.д.) считалось недостойным светлого образа русского рокера, который должен был бороться за правду, а не показывать пример красивой жизни. Группа «Би–2» с видимым удовольствием участвует в самых разных мероприятиях, начиная с «Максидрома» и заканчивая явно попсовой «Новой волной» в Юрмале, попутно не забывая о промо–акциях, направленных на сближение со своим слушателем. Это концерты «для своих», где музыканты играли бесплатно только для самых преданных своих фанатов, «чаепитие с «Би–2», конкурс красоты, организованный музыкантами...


Вызывает интерес еще одна «фишка» группы. Названия композиций и альбомов довольно часто отсылают к культовым произведениям кино и литературы — тот же «Полковник», очевидно, навеянный прозой Маркеса, ранний альбом «...И корабль плывет» (название фильма Феллини), а также спетая совместно с группой «Чайф» композиция «Достучаться до небес». Эстетика последнего альбома «Молоко» пронизана атмосферой фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин». Музыканты косвенно делятся со слушателем тем, что для них имеет смысл в окружающем их культурном пространстве.


Как раз ради этого последнего проекта ребята делают вещь уже вообще неподвластную пониманию русских рокеров — они полностью меняют состав группы, поскольку «по–западному» вполне прагматично считают неизбежной необходимость перемен. У группы поменялось звучание, а для нового звучания нужны новые люди. И это говорит только о том, что музыканты делают все, чтобы понравиться слушателю. Что на самом деле совсем не так плохо. На концерте, который пройдет 1 ноября в Минском Дворце спорта, Лева и Шура «Би–2» обещают представить все самое лучшее, что было ими создано.


Значит, слушателю должно понравиться еще больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter